Ростовчанка Любовь Хмелевская проводит все выходные на блошиных рынках. Ищет сокровища. Уже 6 лет она собирает советские елочные игрушки. В разговоре с Мариной Гаричян коллекционер поделилась своей мечтой и показала часть масштабной коллекции. Смотрите внимательно — может, и у вас дома есть такие игрушки на елку.
У Любы больше 300 раритетных стеклянных фигурок. Большинству почти 70 лет. Девушку интересуют игрушки, выпущенные ранее 1970-х годов, «до штамповки, пластмассы и пенопласта». Дореволюционные — ватные или бумажные — можно подделать, а оригиналы стоят слишком дорого, поэтому их не приобретает.
А началось всё с прогулки по уличному рынку — там-то и случилась любовь.
— С детства я была окружена всякими антикварными штуками — ни поиграть, ни побегать, — вспоминает девушка. — Не думала, что меня подобное настигнет, но гены делают свое дело. Мама собирала кукол и антикварный фарфор.
На одной профессии Люба не остановилась — работает моделью и развивается в сфере декорирования.
Новые экземпляры она покупает на блошиных рынках Ростова и в Петербурге — на знаменитом Удельном рынке. Выбор есть также на аукционах и «Авито». Про некоторые игрушки Люба забывала и покупала повторы. Чтобы найти для дублей новых хозяев, завела отдельную страницу в «Инстаграме».
Свою жизнь девушка хочет полностью связать с елочными игрушками. Надеется открыть пространство, где сможет проводить лекции и выставлять коллекцию. Будущий музей елочной игрушки Люба представляет в одном из домов старого Ростова — просторном, светлом, с высокими потолками.
«Я уже вижу каждый гвоздик. Дай бог, такое здание не снесут, и оно меня дождется»
По словам Любы, советские елочные игрушки могут стоить до 500 тысяч рублей. Очень ценятся, например, ватные игрушки, которые делали в военные годы. Тогда для создания украшений использовали то, что было под рукой: вату, бинты, проволоку. Стеклянные тоже бывают «золотыми» — за некоторые просят 200–300 тысяч рублей.
— Есть «Дюймовочка», выпущенная в единственном экземпляре на [ленинградском] заводе «Культигрушка». Ее не пустили дальше в масштабный выпуск, и поэтому она уникальна. Стоит больше 100 тысяч рублей, хотя по факту она бесценна. А серия «Чиполлино» с полным набором персонажей в оригинальной коробке может стоить и 500 тысяч рублей.
«Миссия жизни» для Любы — собрать трех поросят 1950-х годов. Один «пятачок» приехал к ней из Симферополя — купила на аукционе за 11 тысяч рублей. Последнего поросенка не может поймать до сих пор, а ведь поиски идут уже три года.
Совет от Любы. Если хотите купить советскую игрушку на «Авито» не по заоблачной цене, в поиске вводите не «игрушка серия три поросенка», а обобщенно — «игрушка поросенок». Так есть шанс найти ее не за 20 тысяч рублей, а, например, за тысячу.
Хранить старые елочные игрушки нужно с особым трепетом. В одной коробке их штук 10–20: фигурки не должны касаться друг друга, чтобы не облупилась краска. Осторожнее с перепадом температур — краска этого тоже не любит.
— Некоторые люди, когда узнают о моем увлечении, говорят: «Ой, а я выкинул бабушкины игрушки, они мне не нужны. Это какая-то старость», «Лучше пойду в супермаркете китайскую пластмассовую игрушку куплю». Люди не видят в этом ценности, — сетует Хмелевская. — Все мои друзья по интересам — это люди старше 60–70. Они в основном коллекционируют монеты или статуэтки. Надеюсь, что все-таки найду единомышленников.
Праздник у Любы буквально круглый год. Правда, елку в этот раз поставила аж в ноябре — говорит, поздно. На выходные ничего не планирует: каждую неделю ездит на «блошки».
— Новый год вообще классный праздник. В детстве елку я не наряжала, это делала бабушка — она не особо разрешала трогать игрушки. А я как Кощей чахла над всем этим блестящим и завороженно наблюдала. Родители создавали нам сказочную атмосферу. Обожаю все эти новогодние пункты: суета, «Голубой огонек», песня про пять минут, бабушка нарезает салат, пока «Иван Васильевич меняет профессию», а дедушка селедку чистит, — ностальгирует Люба. — Это праздник про дом и семью. Хочу своим детям в будущем передать такое настроение.
Коллекционные игрушки без дела не остаются. Все они на елке — крепятся на специально купленные крючки. В этом году у Любы будет аж два новогодних дерева, чтобы как можно больше фигурок поместилось. Елку девушка украшает сама, другим хрупкие изделия не доверяет.
— Многие знакомые купили квартиры в старых домах, выбирают антикварную посуду. Нам возражают: «Как можно пить из этой чашки? До тебя столько людей из нее пили». А я отвечаю: «Кружка в кафе, в которую тебе капучино налили, тоже через сотни рук и ртов прошла».
Еще одна мечта Любы — собрать все фигурки производства артели «Культигрушка».
— По ним можно проследить историю нашей страны. Они по уровню и цене сопоставимы с самым крутым автомобилем. Но не всё потеряно — я ведь только начинаю свой путь коллекционера.