В российский прокат 10 апреля выходит «Окулус». На протяжении 105 минут герои будут пытаться уничтожить зло, заключенное в зеркале, заново переживая трагедию детства и выясняя, что же на самом деле случилось. Попытаться разгадать загадку за день до премьеры смогли и зрители кинотеатра «Люксор» в Ростове-на-Дону.
По всевозможным рейтингам «Окулус» на все руки мастера (монтажер, сценарист, оператор, режиссер, продюсер, композитор) Майка Флэнегана считается одной из самых ожидаемых кинопремьер. По крайней мере, в трейлере есть все, что так нравится целевой аудитории: детский голос за кадром, рассказывающий страшилку, мрачные тени по ту сторону зеркала, черная дама со взором горящим и потоки крови. Однако предупредим сразу: любителям кровавых цунами и плотной концентрации привидений на квадратный сантиметр экрана в случае с «Окулусом», скорее всего, ловить нечего.
Ожидать вполне стандартных представителей потустороннего (бледные лица, кроваво-красные губы, истрепанные одежды) придется большую часть фильма, скроенного, впрочем, по классическим канонам хоррора, когда самое страшное – это ожидание.
Из психушки выпускают 21-летнего парня – в детстве он застрелил сошедшего с ума отца, защищая от него родную сестру. Которая и встречает брата на пороге клиники. Однако у сестры другая точка зрения на события 10-летней давности. Отца свело с ума, заставило убить мать, а затем и попытаться расправиться с детьми старинное зеркало. Его купил отец за считанные недели до умопомешательства.
Сирота, а ныне – успешная сотрудница аукционного дома – выкрадывает зеркало, которое на торгах нашло нового хозяина, и везет врага в дом, где и произошла трагедия. Дело за малым – уничтожить предмет интерьера, попутно рассказав всему миру о том, какие силы скрыты по ту сторону зеркальной поверхности.
Помочь восстановить события и остановить зеркало-убийцу должен брат, которому в течение 10 лет мозгоправы помогали забыть, что произошло. Возникает родственный, хотя, скорее, психологический конфликт. Сестра рассказывает свою историю с внезапно погибшими растениями, умершей собакой, странных голосах и замкнутом пространстве, которое формирует опасный объект. Рассказывает о десятках жертв неведомо откуда взявшегося в XVIII веке в королевском замке Балморал зеркале в оправе из черного кедра, которое уничтожало всех своих хозяев, но оставалось целым.
Брат говорит о событиях с точки зрения достижений мировой психиатрии: это твой мозг, сестра, придумал такую историю, чтобы защититься от очевидного – мама и папа сошли с ума и пошли вразнос. Перепалку снимают сразу три камеры с автономным питанием – беспристрастные, как надеется сестра, свидетели эксперимента.
Вскоре в дискуссии появляется третий участник – зеркало освоилось, пришло в себя и начало «чудить». И здесь уж никому не покажется мало: в квартире снова появляются и сходят с ума мама и папа; взрослые брат с сестрой в темных комнатах натыкаются на малолетних самих себя; яблоко, которое надкусывает героиня, уже во рту превращается в стеклянную лампу, а несуществующие осколки становятся орудием убийства – правда, реального или нет, тоже нужно разобраться.
«Я знаю, что ничего не знаю», – говаривал, по мнению ряда историков, знаменитый мыслитель Сократ. Герои фильма на той стадии, когда в кадре наконец все чаще мелькают привидения, знают примерно столько же. «Это – иллюзия», – повторяют то брат, то сестра, однако дружба с реальностью от этого не налаживается. Да и гарантированное в трейлере «Хочешь жить – закрой глаза» не становится панацеей: с закрытыми глазами все же трудно бегать от родителей, которые норовят то задушить, то застрелить. Впрочем, несоответствие девиза содержанию легко объяснить «сложностями перевода». В оригинальной версии тег звучит как «You see what it wants you to see» и здесь диссонанса не возникает – ты видишь то, что оно хочет тебе показать.
В «Окулусе» отражается вся палитра излюбленных методов голливудских «ужастиков». Здесь и видеокамеры, которые непременно докажут что-то невероятное, и опасный антиквариат, и зло, которое захватывает разум. Впрочем, и тема выбрана неисчерпаемая – суеверий, накопившихся у человечества по поводу зеркал, хватит не на одну сотню удобоваримых сценариев.
Отправной точной для создания фильма можно считать 2006 год. Тогда Майк Флэнеган снял короткометражку «Oculus: Chapter 3 – The Man with the Plan». В ней рассказывается практически аналогичная история: некто Тим Рассел с помощью видеокамеры пытается снять историю зверств, которые за 300 лет существования учинило старинное зеркало. Жертвой предмета интерьера стала семья Тима.
Фото: Фото – кадры из фильма