Тюменский бизнесмен устроил эксперимент и ушел работать в школу обычным учителем. Он хотел понять, почему все педагоги бегут из профессии, и заодно посмотреть на систему образования изнутри. Наши коллеги из 72.RU рассказывают, что из этого вышло.
Виктор Медведев ранее рассказывал, что каждый год сдает ЕГЭ (единственный в стране, кто 8 раз написал его на 100 баллов). Он основал свою онлайн-школу, где учит подростков успешно сдавать экзамены. А еще он неоднократно заступался за школьников, чьи права нарушались во время сдачи ЕГЭ.
Теперь же бизнесмен решил примерить на себя роль учителя истории и обществознания. Он думал, что ему с таким опытом будет легко устроиться в общеобразовательную школу. Тем более диплом учителя, несмотря на основное юридическое образование, у него есть.
— Вопрос вообще не в деньгах и не в признании. Я хочу увидеть образование изнутри, понять, с какими трудностями сталкиваются учителя и как мои знания и опыт могут быть полезны обычным школьникам. Как школьные HR (назовем их так) относятся к частным репетиторам, какие требования предъявляют к кандидатам при трудоустройстве в школы, какую зарплату предлагают, предусмотрены ли там бонусы и за что, — рассказывает Виктор Медведев.
Что говорили на собеседовании
Первое, что удивило нашего героя, — условия работы. Он реально сходил на несколько собеседований. Во многих учреждениях ему сразу отказали, объяснив это тем, что нельзя вести уроки у старшеклассников без опыта работы в школе. Но в одном месте сделали исключение. Это новая школа, где учатся 3000 детей и, кажется, сильно не хватает педагогов. Какую же зарплату пообещали «бизнесмену под прикрытием»?
— За девять классов — 27 часов нагрузки мне предложили следующую мотивацию. Оклад 27 000 рублей, классное руководство 7000, плюс стимул в зависимости от успехов — 10 000. То есть потолок — 44 000, получается, — рассказывает Виктор Медведев. — Мне не дали вести у 9-х классов, потому что их надо готовить к ОГЭ, а у меня нет опыта работы в школе… При этом я, безусловно, рассказывал про свои успехи (ЕГЭ 8 раз на 100 баллов), репетиторский опыт и средний балл учеников. Но HR школы привела в пример молодых учителей и сказала, что их просто «сожрали родители». Многие не выдерживали давление из-за недостатка опыта и уходили.
Кадровый специалист школы сразу предупредила нашего героя, что родители сейчас очень требовательные. Они могут делать замечания и по поводу и без: «Не так стоишь, не так смотришь, не так ведешь урок». Кроме того, молодые учителя часто не выдерживают общения с мамами и папами, которые пишут сообщения им до глубокой ночи, а на молчание обижаются и жалуются руководству.
Помощь в подготовке мероприятий в школе, например, как встреча детей с Мизулиной, приветствуется. Такое событие прибавляет учреждению плюсов к статусу. А чтобы не ударить в грязь лицом, педагогов привлекают к организационной работе за небольшое вознаграждение.
Какова реальность: на бизнесмена накричал завуч в первый день работы
Виктору Медведеву в итоге доверили только пять 10-х классов и один 11-й. Кроме классических уроков истории и обществознания, ему сказали вести еще два неизвестных предмета — «Человек. Мир. Общество» и некий «Индивидуальный проект», по которым нет никаких методичек и учебников.
— Это называется «веди то, не знаю что». Мне посоветовали подойти к учителям, методистам и спросить, как вели эти предметы раньше. Может, скинут какую-то программу, а может, и нет, — рассказывает Виктор. — У меня первый урок «Индивидуальный проект». Мало того, что никто не объяснил его суть, так я его еще должен был преподавать детям. Я потом понял, что это какой-то аналог курсовых и дипломных работ. Так вот, это и есть ключевая проблема, с которой я столкнулся. Учителю никто ничего не объясняет. Ты обо всём должен догадываться сам.
Виктор считает, что у руководителей школ должно измениться отношение к учителям. Педагогам важно уделить внимание, как минимум провести экскурсию по школе в первый рабочий день. И как максимум — рассказать о порядках, показать, какие программы есть в доступе.
— Вместо этого учитель должен ходить по кабинетам и спрашивать: «А есть у вас то? А есть у вас это?» Меня добавили в какой-то чат, где больше 140 классов, там творился хаос. Помимо меня, там были еще 30 новых учителей. И от всех непонятно что требовали, а молодые педагоги даже спрашивать что-то боялись, — говорит он. — В результате в первый же день работы произошло недоразумение. Мне как классному руководителю скинули расписание уроков. По нему я понял, что мой класс должен прийти на занятия к 09:40 — то есть к 3-му уроку. Я об этом и предупредил ребят, их родителей. Сам в то утро я встал пораньше, приехал в кофейню, взял себе завтрак, сижу. Вдруг звонит завуч и громко спрашивает: «Вы где, у вас урок!»
Оказалось, что таблица с расписанием составлена немного нелогично, по мнению нашего героя, поэтому он запутался. Но он винит во всём администрацию школы, которая ничего не объясняет.
— В итоге я выбросил свой завтрак в мусорку, побежал в школу. Каким-то чудом на урок пришли 6 (из 36) человек. Ко мне забежал завуч и стал кричать: «Пиши объяснительную». К следующему уроку, как я и просил детей, пришли остальные. Завуч снова прибежала к нам и стала кричать на школьников. Ребята смотрели на меня и ничего не понимали. Я сразу перед всеми извинился, сказал, что они по моей вине прогуляли один урок, — говорит Виктор. — Завуч очень строго говорила с ребятами, угрожала им отчислениями, говорила, что их никто не держит. И потом по ходу работы я понял, что школа постоянно в таком армейско-диктаторском стиле общается с детьми.
Но несладко приходится и педагогам. Виктор Медведев рассказал, что на учителя взваливают огромное количество задач, но при этом никто не считает нужным вводить в курс дела. Даже с переходом школ на программу МЭШ, которая в начале учебного года плохо работала.
Много бумажной работы, хотя говорят, что ее нет
Он подробно объяснил, что требуют от классного руководителя за 7000 рублей: это ежедневное заполнение разных списков учеников (мигрантов, с ОВЗ, журналы посещения, питания и т. д.), индивидуальная рассылка результатов контрольных работ или пробных экзаменов, потому что передавать данные в общие чаты запрещено. Теперь даже старосту нельзя попросить помочь отметить отсутствующих.
— Я приходил к первому уроку своих ребят, даже если в это время у меня шел свой. Мне приходилось отмечать всех отсутствующих, а по пути в свой кабинет обзванивать родителей всех этих детей, потом заполнить разные списки — отсутствующих по уважительной причине, по неуважительной, болеющих ОРВИ, болеющих коронавирусом и так далее, — говорит герой. — Когда нам показывали ролик с министром просвещения, где говорилось о том, что в приоритете уменьшение бумажной работы для учителей, мне хотелось рассмеяться. Потому что потом мне сказали об еще одной обязанности классного руководителя. Мы должны фиксировать нашу воспитательную работу с учениками. То есть, если мальчик Петя пришел в кроссовках или джинсах, я должен ему сказать: «А почему ты так пришел, разве ты не знаешь, что у нас в уставе указан классический стиль одежды?» — а потом составить отчет, где указывается, что я провел беседу с учеником. И таких вот разговоров у учителя может за день быть с десяток минимум!
Также наш герой удивился, что классный руководитель обязан собрать полную информацию о семьях учащихся. Вплоть до того, кто сожитель конкретной мамы, сколько пьющих, непьющих у них проживает. Но и тут учителя сталкиваются с тем, что соцработники не объясняют, как собирать эти данные. Обзванивать родителей и задавать им такие вопросы, считает наш герой, как минимум некорректно.
— Как-то оптимизировать этот процесс (например, скинуть гугл-форму родителям) тоже нельзя из-за защиты персональных данных. Да, может, информация о семье где-то и полезна, но сбор информации забирает неимоверное количество времени. Еще меня все пугали родительскими чатами. Но мне повезло, у меня все были суперадекватные. Единственный кейс, который показался мне странным, это звонок одной мамы в 20:30. Она интересовалась, есть ли в школе зубной врач, потому что у дочери болит зуб. Ну я могу посоветовать стоматологическую клинику, конечно, но почему вообще должен решать этот вопрос?
На детей взваливают много ненужного
Пожаловался Виктор и на количество учеников в классах — 35–40 человек. Он заявил, что вести уроки при таких условиях невозможно: уровень знаний ребят разный, в классах дети есть с особенностями здоровья, разной мотивацией к учебе.
— Но пожалеть хочется и ребят, столько всего ненужного на них взваливается. Поэтому я старался давать им максимально то, что им точно пригодится на экзаменах. Но допустил ошибку. На первом уроке мы много болтали, думал, что такой формат подойдет. Но потом проверил уровень знаний и понял, что нет. Затем я пробовал говорить с ними на их языке. Например, пытался объяснить что такое социальный институт на примере «Доты», какие-то вещи доносил, узнав, кто их любимые рэперы, и так далее. Я говорил с ними на одном языке, как со взрослыми. Но другие учителя придерживались своей линии. Однажды там отчитали девочку за то, что она пришла в свитере. Мне было так неловко… Или как-то прибежал физрук и спросил, а почему так много девочек не стали заниматься из-за «женских дел». Что тут ответить?
При таких условиях учебы в школах наш герой не удивился тому, что дети сейчас без репетиторов действительно не смогут хорошо сдать экзамены.
— Уровень знаний детей по истории оставляет лучшего. Маленький кругозор. Они не знают даже, какое ведомство отвечает за проведение ЕГЭ… Про Министерство просвещения они вообще никогда не слышали, — говорит учитель. — Но я это объясняю тем, что у них просто другие интересы сейчас.
Почему бизнесмен сбежал из школы и теперь не может прийти в себя
Бизнесмен наивно думал, что будет работать в школе до обеда, а дальше — по своим делам. Но в итоге оказалось всё иначе. Некоторые учителя уходили домой только в 20:30. А наутро уже снова были на рабочем месте.
Устав от такой нагрузки уже через неделю, бизнесмен решил отказаться от классного руководства. Но вместо поддержки, делового разговора с начальством ему стали высказывать недовольство: мол, ты мало делаешь для школы, плохо работаешь с детьми. Замечания прилетали и за внешний вид (он надевал белую футболку под пиджак).
В итоге Виктор Медведев не выдержал и уволился всего через две недели, хотя изначально думал, что устроился в школу на год.
Наш герой — не единственный учитель, сбежавший из школы из-за невыносимых условий работы. Почитайте опыт другого педагога.
О том, как можно было бы повысить качество образования, высказывался и другой бизнесмен, Ильдар Хусаинов. Директор федерального агентства недвижимости «Этажи» по пунктам расписал, чего, на его взгляд, не хватает в этой сфере. Ранее мы публиковали его колонку. Правда, миллиардер не решался устроиться в школу учителем, как это сделал наш герой.
А вы бы пошли работать в школу?