Ростовчанка Лидия (имя изменено по просьбе героини — Прим. ред.) перевела дочку из государственной школы в частную — школу семейного обучения. Сейчас девочка учится в 7-м классе. Учебные процессы и там, и там выстроены схоже, но на семейном обучении ребенку оказалось гораздо комфортнее.
Подробности обучения Лидия рассказала 161.RU.
Почему частная, а не обычная?
Мы отказались от традиционной школы, потому что там процесс обучения ориентирован на тех, кто может. Никто отдельному ребенку не уделяет там столько внимания, сколько в частной школе. Может быть, за счет того, что в классе их по 30 человек. Может быть, просто в силу того, что педагоги в обычных школах реально задолбаны. Это правда. У них куча бумажной работы, еще какой-то работы, им просто не до детей.
В частной школе этого нет, там маленькие классы. У нас семейная маленькая школа, где в классе двенадцать человек. И на всех хватает внимания.
Плюс в государственной школе в какой-то момент перешли границы разумного. Была ситуация, например, когда дети писали письмо солдату, и ребенок нарисовал на письме котика. Учительница взяла письмо, порвала, и сказала: «Сталин бы за это расстреливал». Реальная ситуация из нашего класса. Такие вещи отталкивали от школы.
Распорядок, атмосфера, оплата
В нашей семейной школе процесс строится абсолютно так же, как в обычной. Есть уроки, пятидневка. В прошлом году у нас было четыре учебных дня, на пятый — факультативы и дополнительные занятия. Факультативы — это, например, журналистика, медицина, биология, каллиграфия. То есть по интересам для дополнительного развития детей.
Дети приходят в школу каждый день. Занятия начинаются не с 8, а с 9 утра, чтобы детям было немножко комфортнее. Они сидят на уроках, у них есть перерыв на обед — час, а не 15 минут, как в обычной школе. Система есть, а не так, что когда захотел, тогда и занимаешься.
В нашем классе двенадцать человек примерно одного возраста. В каждом классе около десяти детей. Атмосфера очень здоровая, очень грамотная. Нет вообще никакой политики, нет пропаганды. С детьми общаются на равных, разговаривают о важных вещах, но при этом в голову ничего насильно не вбивают. Слышат и слушают. Всегда можешь высказать свое мнение. Есть школьный психолог, но не как в обычной школе, который дал заполнить тесты, собрал и ушел в закат. Здесь психолог реально работает с детьми. Если есть проблема, он ее решает.
Школа занимает три этажа здания в центре Ростова. У каждого класса свой кабинет. Есть предметные кабинеты и еще помещение, чтобы заниматься музыкой, рисованием, да всем на свете. Обычная полноценная школа, просто небольшая.
Обучение сейчас стоит 17 тысяч рублей в месяц. Что могу отметить — когда дочь училась в 4-м классе, у нее были репетиторы: по математике, русскому, английскому. Они мне обходились в 10 тысяч ежемесячно. Сейчас, думаю, это было бы больше. По сути, занятия в школе сравнимы по цене с двумя-тремя репетиторами.
Кому сдавать экзамены?
Ты можешь остаться прикреплённым к своей школе и сдаёшь аттестацию бесплатно. Она проходит два раза в год — зимой и весной. Приходишь, сдаешь экзамены по предметам — и всё. Но мы отказались от такой формы аттестации, хотя именно так сдавали ее за пятый класс.
Что мне не понравилось в этой аттестации? Во-первых, даты экзаменов не были обговорены заранее. У нас было два-три дня на один предмет. Нам сказали, что в мае у вас экзамен по биологии — и поставили его на 3 мая. То есть ребёнок должен был до конца учебного года освоить всю программу заранее, вперёд, бегом. Это мне не понравилось. Во-вторых, с математикой у дочери были реальные проблемы. И когда она в первый раз пришла сдавать экзамен, учительница дала задание сложнее, чем у остального класса. Она, естественно, с первого раза не сдала. Мы пришли ещё раз пересдавать, уже со своим классом. Когда она увидела своё задание, она сказала, что у нее в тот раз было иное — сложнее, чем у других. В итоге во второй раз математику она сдала без проблем, потому что задания были адекватные.
Сейчас мы выбрали другой вариант аттестации: прикрепились к московской гимназии. В начале года пишешь заявление, прикрепляешься к ней. Там и сдаешь экзамены один раз — в конце года, дистанционно. Детям раздают тесты, они их делают и отправляют в гимназию. В течение лета от гимназии приходит справка об успешной или неуспешной сдаче экзамена и что ребенок переведен в такой-то класс. Справку несем в отдел образования и заново пишем заявление, что в следующем году ребенок снова учится не в традиционной школе. Такая сдача аттестации в московской гимназии платная. В прошлом году это стоило 11 тысяч рублей. В этом году, думаю, тысяч 13 будет, но нам еще не сказали.
Репетитор, скорее всего, понадобится, но не потому, что в нашей школе учат слабее, чем в государственной. А потому что те, кто учатся в государственной школе, ровно так же говорят, что им тоже требуется репетитор. Потому что сам инструмент ЕГЭ сложнее, чем программа в школе. Я это слышу уже не первый раз и не от одних родителей. В вузы поступают те, кто может позволить себе дополнительную подготовку, либо те, кто очень хорошо в чем-то соображает.
Но пока, честно говоря, о репетиторе не думаем, потому что договорились с дочкой — до 9 класса она определяется, чего хочет. А в 9 классе, как определится, возьмем репетитора и будем заниматься 2-3 года.