Лицей № 4 или по-старому ТМОЛ (Таганрогский муниципальный общеобразовательный лицей) четыре года подряд становится главным поставщиком студентов из Ростовской области в ведущие вузы России. Корреспондент 161.RU Надежда Маницкая выяснила, как муниципальному учреждению небольшого города удается обходить популярные школы Ростова и Краснодара.
Согласно пояснению RAEX, рейтинг конкурентоспособности формируется на основе данных о поступлении выпускников школ в ведущие вузы России. Чем выше в рейтинге учебное заведение, тем больше баллов получают школы за каждого поступившего туда ученика.
Лицей № 4 располагается в дореволюционном здании 1913 года — бывшем купеческом особняке. Но сюда учреждение «переселили» только в 2010 году. А его история начиналась с аудиторий Таганрогского радиотехнического института (сейчас Инженерно-технологическая академия ЮФУ) еще в 1988 году. Там изначально преподаватели кафедры высшей математики организовали просто классы для школьников.
По словам нынешнего директора Ирины Анатольевны Киселевой, уже тогда результаты были ошеломляющие. Бессменным руководителем до 2007 года был один из сооснователей, преподаватель кафедры высшей математики Борис Орехов. Именно он заложил те самые традиции вузовского обучения, которые помогают занимать лицею высокие места в рейтингах.
— Мы стараемся следовать миссии лицея, которую задумал еще Борис Иванович. — рассказывает Ирина Анатольевна. — Было важно сохранить именно среду, в которой не стыдно учиться. Престижно, понимаете. Здесь дети хотят быть лучшими из лучших.
Как рассказала директор, с момента создания лицея среду помогали создавать стены института: у учеников не уроки, а пары; не кабинеты, а аудитории; не учителя, а преподаватели.
— Казалось бы, поменялась риторика, но это расправило плечи, возложило другой уровень ответственности. И на сегодняшний день наши ученики проводят один день в неделю в стенах института. Это мы говорим о старших классах, начиная с девятого класса. Резко взрослеют дети, как только они там начинают общаться в стенах вуза. Уроки у нас тоже практически парами: один урок — практический, другой — лекционный. Лабораторные занятия проходят в институте, на ту же информатику они ходят туда. Там оборудование качественное, новое.
Из традиций сохранились и какие-то особенные моменты. Например, лоскутки с именами выпускников сшивают в «знамя» ТМОЛа. Проводятся Большие лицейские игры, когда на сцене встречаются три поколения: преподаватели, выпускники и нынешние ученики. Есть также «Умники и умницы лицея», «Тмолиада», ежегодное торжественное построение на Каменной лестнице (основной спуск к городской набережной). И это только часть ежегодных мероприятий.
Высокую планку помогают держать и преподаватели. Треть преподавательского состава — это педагоги из института, около десятка — кандидаты наук. Многие фамилии педагогов лицея на слуху у школьников всей страны. Например, Андрей Георгиевич Нарушевич — автор сборников по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку. В лицее он преподает у старших классов.
Упор в лицее на технические специальности, поэтому физику в старших классах преподают сразу два педагога. Любовь Васильевна Матюшкина работает в лицее уже 15 лет. До этого она жила в Грузии, где работала научным сотрудником в институте физики. Любовь Васильевна совершенно не жалеет, что теперь работает с детьми. Ей они дают энергию, вдохновляют. По ее словам, главное в преподавании — это не просто отбывать время на уроках, а быть вовлеченным в работу, ведь «дети хорошо чувствуют фальшь».
— У нас буквально институтская система, — рассказывает учитель. — Есть лекционные занятия, семинарские занятия. Каждую неделю обязательно есть работа руками, лабораторные. И отдельно подготовка к олимпиадам. Мы с детьми работаем в самых разных направлениях. Для чего? Потому что у детей есть разные способы познания мира. Кто-то смотрит на мир: кто-то изучает его теоретически, кому-то надо что-то потрогать и подержать в руках, кому-то посидеть обдумать. И у нас такой подход, вдвоем с Ольгой Борисовной Якуниной, в четыре руки мы, играя, включаем все виды познания.
По словам Любови Васильевны, последние годы результаты у учеников лучше, так как эта система обучения уже наработанная. Раньше это было ноу-хау — такой всесторонний подход начали внедрять примерно 6 лет назад.
Когда мы зашли в один из классов лицея, дети рассказали не столько о подходе к обучению, но об отличии общения педагогов с учениками.
— Мы с учителями наравне, — рассказывает ученица 10-го класса Аня Суханова. — К каждому педагогу можно подойти, попросить объяснить что-то. Отношение более легкое, простое. Манера преподавания сильно отличается [от обычной школы], по моим ощущениям. Учителя открыты к различным новым темам. Например, по поводу английского языка: у нас много уроков проходили в нестандартном формате. Например, готовим презентации или сами проводим уроки. Это интересно.
Здание лицея и классы не особо отличаются от обычных муниципальных школ. Есть один кабинет в виде амфитеатра и пара классов с современным ремонтом и полукруглыми партам, которые выглядят необычно. А вот своя спортивная площадка у лицея появилась только в этом году, до этого занятия по физкультуре проходили у лицеистов на Каменной лестнице.
— У нас, например, пробирок нет, хотя конечно хотелось бы это всё иметь, — сетует завуч Марина Геннадьевна Васильева. — Институту спасибо, что выручает. Там в химлаборатории у них проходит практика. У нас тоже техника есть, но она устаревает быстро. Дети занимаются программированием на Python (язык программирования. — Прим. ред.), а компьютеры не тянут.
Внешне лицеисты тоже не отличаются от учеников обычных школ, у них нет особой формы, только нашивки с логотипом. По словам директора, одеть всех в одинаковую форму сложно, ведь каждый год к ним поступают не только первоклассники, но и восьмиклассники, и девятиклассники.
Как попадают в лицей и куда идут после выпуска?
«Быть лучшими из лучших» — это не просто пафосные слова директора. Поступить в лицей можно только по «Тмолиаде» — так называется проходная олимпиада в лицее. Ее пишут в апреле ученики, которые хотят поступить в 8-й и 10-й класс лицея. Самое престижное — попасть в 10 «Б», класс повышенного уровня. Исторически сложилось, что здесь, а не в «А» классе, учатся самые способные. В 10 «Б» при поступлении конкурс — до 5 человек на место.
В прошлом году больше 30 человек (из 110 выпускников) поступили в московские вузы — МГУ, МФТИ, Бауманка, Плеханова, ВШЭ. Чаще всего выпускники ТМОЛа выбирают технические специальности. Но есть и химбио класс, его выпускники выбирают Пирогова или Сеченовку (первые медицинские вузы страны) и Ростовский медуниверситет. В этом выпуске двое ребят поступили учиться в США — в Камеронский университет Оклахомы и Skyline college в Сан-Бруно.
Конечно, большинство (примерно 40%) идут в уже привычный ЮФУ. Как, например, выпускник лицея Александр, который поступил туда на специалиста по информационной безопасности в этом году.
— Я учился в ТМОЛе с 8-го класса. С обычной школой сравнивать сложно в силу того, что это два разных мира, — делится первокурсник. — ТМОЛ это место сбора людей чуть умнее, чем остальные. Не сказать, что там учатся одни гении, но люди умнее, чем в других школах. Сейчас в институте я замечаю колоссальную разницу. Я сижу и скучаю на парах, ведь то, что они проходят, для меня невероятно легко. Другие же сидят и вдумчиво смотрят на доску, пытаясь понять тему. Я рад, что учился именно в лицее.
Если говорить о заметных выпускниках ТМОЛа, директор лицея вспоминает Максима Болотова, который сейчас владеет одной из крупнейших IT-компаний Таганрога.
— Но это выпускник «ореховского» лицея, — уточняет Ирина Анатольевна. — Мои-то еще молодые.
Программист Олег Стельмах начал учиться в ТМОЛе как раз еще при Борисе Орехове. Но это был всего один год, и вспоминает его таганрожец с негативом. Тогда собственного здания у лицея не было, в основном классы размещались в аудиториях института. Класс, где учился Олег, разместили по неизвестным ему причинам в школе № 29, где ученики были не рады лицеистам — между ними были постоянные стычки.
При новом директоре Олег поступил в 10-й класс и учился уже в аудиториях Радика. Там он и почувствовал ту самую атмосферу, о которой рассказывала Ирина Анатольевна.
— В принципе, это был университет. Много свободы, и для десятиклассника это был стимул учиться, — вспоминает Олег. — С тобой учителя разговаривают, как со взрослым человеком, не как в школе. С нами на «вы» разговаривали.
Выпускник лицея с теплом вспоминает именно отношение — никто не ругал за сменку (ее вообще не нужно было носить) и опоздания, общение с равными тебе сверстниками было в радость. Лицеисты играли в баскетбол на площадке за корпусом и, как вспоминает Олег, иногда даже вместо пар. При этом воспоминания об учебе у него неоднозначные.
— Да, математику, физику, информатику преподавали офигенно. И то, информатику у нас вел студент, но он разбирался в ней лучше любого учителя по информатике в Таганроге. А вот, например, английский в ТМОЛе мне напоминал мой третий класс. Когда к нам приехали иностранцы, учительница даже не могла нормально с ними разговаривать. Вот такие перекосы.