Больше половины российских школьников уверены, что союзные войска в 44-м высадились где-то «в Скандинавии или на Балканах». А примерно каждый пятый выпускник назвал биолога и генетика Николая Вавилова создателем первых советских космических ракет. Эти и другие главные ошибки школьников на ЕГЭ по истории 2014 года публикует Рособрнадзор РФ.
Анализ типичных ошибок выпускников школ на ЕГЭ по истории в этом году озвучил глава Рособрнадзора РФ Сергей Кравцов. Данные публикует «Интерфакс».
Так, одними из самых сложных для российских школьников стали вопросы, касающиеся реформы Петра Столыпина в начале 20 века. Больше половины сдающих (64%) заявили, что в результате преобразований деятеля у крестьян появилось гражданство.
Вторым по количеству ошибок в ответах оказался блок, касающийся вопросов Великой Отечественной войны. В частности, 50% участников ЕГЭ по истории посчитали, что бои за Мамаев Курган не относятся к Сталинградской битве. Не менее сложным для выпускников был вопрос о высадке союзных войск в 44-м. 52% обозначили в качестве места открытия второго фронта не Нормандию, а неопределенное место где-то «в Скандинавии или на Балканах».
По данным министерства образования Ростовской области, в этом году историю в качестве ЕГЭ по выбору сдавали 3157 донских школьников. Средний балл по итогам экзамена составил 45,29. 100 баллов не удалось набрать ни одному из участников ЕГЭ. А вот минимальный порог не преодолели 572 выпускника из Ростовской области.28% школьников не смогли ответить на вопрос о подписании Акта о безоговорочной капитуляции нацистской Германии от СССР в 1945 году. В частности, участники ЕГЭ не знали, что документ подписал маршал Георгий Жуков.
Непростыми для школьников также оказались вопросы, касающиеся главного документа современной России. 24% участников экзамена настаивали на том, что Конституцию РФ 1993 года приняло правительство РФ.
22% решили поменять судьбу и профессию выдающегося биолога и генетика Николая Вавилова. Они назвали его конструктором первых советских космических ракет.
В профессиональном сообществе учителей такие результаты ЕГЭ по истории уже назвали плачевными. По заявлению председателя Ассоциации учителей истории и обществознания, директора Института всеобщей истории РАН Александра Чубарьяна, «экзамены выявляют серьезные просчеты в состоянии исторических знаний школьников».
Однако главный вопрос в этой связи «Что делать?» пока так и остается без конкретного ответа.
Александр Чубарьян уверен, что менять нужно систему преподавания: «Концентричная система отжила, нужны обновленные учебники».
А вот в Рособрнадзоре РФ поговаривают о радикальны переменах – введении еще одного обязательного ЕГЭ – по истории. Для этого чиновники уже делают первые практические шаги.
«Сегодня создана рабочая группа, мы готовы к обсуждению. Понятно, что есть плюсы и минусы, есть организационные моменты, но в принципе, все реализуемо», – рассказал глава Рособрнадзора РФ Сергей Кравцов о перспективах введения обязательного ЕГЭ по истории.
А пока нововведения остаются только проектом, в ведомстве намерены активно поработать над будущими заданиями для экзамена на проверку исторических знаний. Составители КИМов собираются потрудиться над их синхронизацией со школьными учебными планами. А также увеличить количество заданий по истории регионов, культуре России, по всеобщей истории.
В ведомстве не собираются перекладывать вину за низкие результаты по ЕГЭ на учителей и директоров школ. «Репрессий» для наиболее отстающих школ не будет, подчеркнул Сергей Кравцов.
«Объективное проведение ЕГЭ в этом году показало вопросы, над которыми необходимо всем вместе работать. Мы понимаем, что нельзя наказывать школы и учителей по результатам ЕГЭ, надо разбираться в ситуации, в условиях и дать возможность совершенствовать педагогическое мастерство, методики и так далее», – сказал глава Рособрнадзора РФ.
Фото: Фото ГК, инфографика автора