В донских школах стартовал месячник, посвященный вхождению Крыма в состав России. В причинах и следствиях последних событий в судьбе полуострова предстоит разобраться каждому старшекласснику региона. Один из первых уроков уже прошел в Естественнонаучном лицее Ростова. Конспект вместе с учениками 11 «А» составил корреспондент Diplom.161.ru.
К началу урока обществознания в 11-м классе Естественнонаучного лицея поспешили не только ученики и преподаватель. Занять свое место за партой торопились журналисты, фотографы, почетные гости. Тема занятия особая – Крым и значение его вхождения в состав России. Название урока говорящее – «Мы вместе».
Учитель истории и обществознания Елена Круглова начала, казалось бы, с отвлеченной темы: совсем скоро все мы отпразднуем 9 Мая – большой праздник для любой российской семьи.
Далее на интерактивной доске появляются современный фото – люди с нацистскими нашивками, идущие маршем. На вопрос учителя, что мы видим на изображении, дети без запинки отвечают: «События, происходящие сейчас на Украине». Из разных уголков класса звучат короткие реплики: государственный переворот, неонацисты.
«Сегодня на Украине, где проживает конгломерат многонационального народа, все представители которого сделали свой вклад в победу над фашизмом, приходят к власти люди, пытающий установить националистические лозунги. За спиной некоторых политиков стоят организации, оскверняющие могилы советских солдат, разрушающие памятники», – подводит итог учитель.
От причин и следствий экономического и политического кризиса на Украине тема переходит к Крыму. Ученикам предлагают вспомнить, что для них Крым. У большинства находятся свои впечатления: у кого-то рассказы о знаменитом «Артеке», услышанные от родителей, другие сами помнят о гостеприимстве местных курортных городов, после летнего отдыха в одном из них.
Преподаватель читает стихи Александра Пушкина, который один из первых воспел Крым в своих произведениях и предлагает учесть, что современный Крым – это еще и два миллиона человек, мнения которых нужно слышать.
Под руководством педагога ребята выясняют, что его учитывали не всегда. Никто не спрашивал крымчан, когда одним росчерком пера территория была передана в состав Украинской социалистической республики, напоминает преподаватель. «Тогда все это происходило в рамках одной страны и такой «подарок Украине» не рассматривался как что-то предосудительное. Никто из имеющих к этому отношение не мог даже предположить, что однажды большой страны не станет. Но то, что казалось нереальным, произошло», – рассказывает учитель.
В современной Украине мнение жителей полуострова также не спешили учитывать в ходе принятие важных решений, продолжает педагог. В частности, едва не стал законом проект об отмене русского языка на территории страны.
Декларация независимости, провозглашенная крымским народом, открыла новую страничку в истории полуострова. После ее одобрения республика провела референдум. Последние события ребята с легкостью вспоминают и без подсказок учителя.
Урок близится к концу и с ним приходит самый важный момент – когда ученики делают свой вывод. На чаше весов противоречивые аргументы: с одной стороны, вхождение в состав России территории с общей исторической судьбой, обширными культурными связями; с другой, необходимость восстанавливать экономику нового региона, осложнение отношений с международным сообществом, так и не признавшим референдум в Крыму.
Однако, как уверяют авторы и организаторы урока «Мы вместе», какая чаша весов перевести, решит каждый ученик сам. Сделать это будет несложно – на уроках ребята активно используют исторические документы и факты.
«Когда много разных точек зрения, очень сложно сформировать свою собственную, не углубившись в изучение фактического материала, не пройдя это путем исследовательской деятельности, не сопоставив все самому. Ведь у детей не всегда есть доверие в каких-то трудных вопросах к педагогу. А СМИ нередко дают противоречивую информацию. А когда ты сам поднял материалы, изучил вопрос, провел свое собственное исследование и сделал вывод, вывод на основании достоверной информации, только тогда это знание становится убеждением. У наших школьников такая возможность есть. В ходе уроков, посвященных событиям в Крыму, они изучат все факты и сформируют свое мнение и потом компетентно смогут отстаивать его в спорах с любыми оппонентами», – прокомментировала заместитель министра образования Ростовской области Марина Мазаева.
Какими же окажутся свои собственные выводы каждого ученика, побывавшего на уроке о новом субъекте РФ, без купюр они расскажут только друг другу или родителям и уже после звонка, сообщающего о конце урока. Однако в конце занятия в 11 «А» выпускники нашлись только восторженные эпитеты о полуострове и его присоединении: «Легитимный, родной, наш».
Фото: Фото автора