Самые главные проблемы молодежи сегодня – это первое трудоустройство и приобретение собственного жилья. К таким выводам пришли эксперты Общественной палаты РФ. При этом активисты уверены, вызваны они более сложным явлением в системе высшего образования – отсутствием отлаженной системы профориентации.
Молодежь сегодня выбирает специальность по субъективным советам родственников, а чаще поступает для того, чтобы получить хоть какую-то корочку или отсрочить службу в армии. Многие и вовсе выбирают тот вуз, в который легче попасть или который расположен ближе к дому. В результате почти никто с первого раза не определяет свое призвание и будущую специальность.
К таким выводам пришли участники круглого стола, недавно прошедшего в Общественной палате РФ. Предложение экспертов вполне конкретно – в школах необходимо создать развитую систему профориентации.
«В школах обязательно нужно ввести профориентацию, чтобы психологи помогали ученикам определиться в выборе будущей профессии», – заметил руководитель рабочей группы по регламенту и депутатской этике Московского областного молодежного парламента Егор Новиков.
По мнению ростовчан, проблема не только в отсутствии специальных уроков в школе, а еще и в некотором безразличии нынешнего поколения. Ведь многие дети сегодня не только мало что знают о тех или иных специальностях, но даже не могут толком объяснить, кем работают папа и мама.
«Значительная часть молодежи сегодня действительно ничем не интересуется. Я вспоминаю свое время: посещали по несколько кружков, секций, увлекались чем-то. Поэтому четко знали, какая область знаний ближе и куда поступать», – рассказывает ростовчанка Евгения.
Между тем большинство россиян все же ошиблись с выбором вуза, и это уже отразилось в цифрах официальной статистики.
Психологи в свою очередь констатируют: уроки профориентации вряд ли смогут исправить положение дел. Намного важнее дать современным школьникам возможность попробовать за время учебы те или иные профессии в деле.
«В этом плане хороши центры профориентации, которые раньше были при всех школах, – говорит практикующий психолог Ирина Королева. – Ребенок проходил тест, выбирал определенную специальность и посещал соответствующие занятие. Другое дело, что в основном там мальчикам рассказывали об автоделе на примерах стареньких советских автомобилей, а девочек учили шить. Но сама идея очень хороша. Ведь намного важнее один раз попробовать профессию в деле, чем сто раз услышать о ней».
По мнению специалиста, в современных условиях реально соприкоснуться с той или иной профессией в рамках школьной программы дети могут с помощью экскурсий на действующие предприятия. Хороша также западная практика, когда иногда к ученикам приходит один из родителей и рассказывает о своей профессии в течение урока.
В целом специалисты едины во мнении: найти себя в профессиональном плане важнее, чем поступить в престижный вуз или устроиться на работу в крупную успешную компанию.
Победитель конкурса «Лучший предприниматель Дона 2013 года» Дмитрий Пипка: «Главное – в первую очередь искать свое место в жизни и работу, которая придётся по душе. Трудиться нужно в удовольствие – и это основной залог успеха и крепкого бизнеса».
Фото: Фото с сайта Learningfocused.com