Минобр представил на народное обсуждение концепцию преподавания истории в школе. Теперь в ведомстве ждут мнения общественности и самое главное – предложений по доработке. По словам независимых экспертов, дорабатывать есть что. Концепции явно не хватает взвешенной позиции по многим вопросам. Особенно удивляет некоторых историков попадание в учебники таких противоречивых персонажей, как Михаил Ходорковский, Борис Березовский, Иосиф Кобзон и т.д.
Патриотизм и национальное единство – приоритеты
Проект концепции преподавания истории в школе на днях появился на сайте Российского исторического общества. Его составители еще раз напомнили, что на ее основе создадут не единый учебник, а общую канву преподавания, в рамках которой школы смогут использовать различные пособия.
«Представленная концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории включает в себя историко-культурный стандарт, который содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий», – пояснили авторы проекта.
Согласно концепции, школьникам придется изучать историю многоуровневую. И если раньше это выражалось в синхронизации российской и зарубежной истории, то теперь ученикам придется уделять более пристальное внимание и вопросам развития родного края и народа.
«Курс отечественной истории должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села)», – комментируют авторы концепции.
Отдельное внимание на уроках теперь уделят простому человеку в истории. Именно через освещение подвигов простых людей авторы концепции планируют реализовать воспитательную часть истории: а именно привить подрастающему поколению чувство патриотизма и гражданского долга.
Кроме того концепция содержит подробное расписание того, когда и что должны изучать школьники в курсе истории. Подробнее с его текстом можно ознакомиться здесь.
Ходорковский и Кобзон в учебнике
Особый интерес у независимых специалистов уже вызвал современный период, который попадет на страницы учебников.
Напомним, ранее в Минобре хотели ограничить историческое повествование для школьников 2000 годом и многие с этим даже были согласны.
«Между профессиональными историками давно существует некая договоренность, согласно которой последние десять лет не рассматриваются как история. Этот период является предметом изысканий политологии, – пояснил ранее доктор исторических наук, профессор Андрей Венков. – На это есть веские причины. Для того, чтобы профессионально, с исторической точки зрения, дать оценку каким-либо событиям, нужно чтобы прошел не один год и появились серьезные исследовательские работы. На основе трудов ученых уже можно говорить о тех или иных событиях как исторических явлениях».
Однако в окончательном варианте концепции школьные учебники все же было решено закончить приблизительно 2012 годом. Поэтому в концепцию истории для учебных заведений уже вошли достижения современных президентов страны, становление рыночной экономики, а также важные персоналии: политики Владимир Жириновский и Геннадий Зюганов, бизнесмены Михаил Ходорковский и Борис Березовский, культурные деятели Иосиф Кобзон и Юрий Башмет.
Трудные вопросы
В отдельную главу концепции составители вынесли так называемые трудные и во многом противоречивые для россиян вопросы. Единый взгляд на подобные аспекты развития государства еще предстоит выработать, обещают авторы концепции. А пока предлагают общественности оценить перечень сложных тем.
В него попали: роль Ивана Грозного в российской истории, присоединение Украины к России (причины и последствия), петровские преобразования, политика Иосифа Сталина, распад СССР и другие переломные моменты и спорные события.
Концепция уже вызвала много вопросов и претензий к ее составителям. Однако сами они спешат оправдаться: представленное описание – только проект, который вынесен на общественное обсуждение для получения мнения простых родителей и учителей.
Все предложения и замечания члены экспертной комиссии просят направлять в адрес Российского исторического общества.
Фото: Фото с сайта Stihi.ru