В Южном федеральном университете появился новый профиль подготовки – «Интернет-сопровождение бизнеса». Его создатели обещают подготовить для рынка труда востребованных специалистов, которых по сути не выпускают в других учебных заведениях России. Чему и кто научит будущих профессионалов в сфере интернет-бизнеса, корреспонденту Diplom.161.ru рассказал руководитель профиля подготовки «Интернет-сопровождение бизнеса», преподаватель кафедры «Экономическая кибернетика» ЮФУ Василий Калачев.
– Как родилась идея создания профиля «Интернет-сопровождение бизнеса»?
– «Интернет-сопровождение бизнеса» – это в чистом виде реализация тех возможностей, который Минобрнауки РФ дает федеральным университетам: возможности менять образовательные стандарты, открывать новые направления и профили подготовки. На сегодняшний день такое право есть только у 25 университетов: федеральных и научно-исследовательских.
Профиль был создан относительно недавно. Он ориентирован на крупные корпорации, IT-компании, интернет-СМИ и медиа. Это основные потребители будущих выпускников профиля.
Все эти три категории работодателей объединены по одному принципу – их бизнес частично или полностью находится в Сети, а специалистов, которые помогут им работать в этом пространстве, пока нигде не готовят.
В вузах есть специальность «Реклама», но это традиционная реклама, есть направление «Маркетинг», тоже в традиционном смысле этого слова. В целом ни один вуз в регионе не готовит специалистов по интернет-сопровождению бизнеса.
Системно готовить специалистов для экономики в Сети сегодня в России никто не берется. Можно смело заявлять, что мы открываем первую подобную образовательную программу.
– И что же изучат будущие специалисты в области интернет-сопровождения бизнеса?
– С одной стороны, в основу программы ложится математика. Сетевой бизнес – это прежде всего моменты функционального, статистического анализа, математическая лингвистика, экономико-математические методы и т. д. Вторая составляющая – это классическая подготовка в области экономики и менеджмента, которую на высочайшем уровне позволяет получить экономический факультет ЮФУ. Третья составляющая – это специализация в вопросах сетевого бизнеса.
Специализация может лежать в трех областях. Во-первых, это разработка структуры и содержания корпоративных информационных порталов, ориентированных как на внешнюю деятельность компании, так и на внутреннюю.
У нас есть масса дизайнеров, которые умеют писать сайты, у нас есть хорошие программисты, которые могут эти сайты вести. Но их содержание, зачастую, не выдерживает никакой критики. Наш специалист призван решить проблему структуры и содержания портала. Это первое направление специализации. Условно его можно назвать «Управление контентом».
Второе – это веб-аналитика и оптимизация. Это по большей части математический и программный инструментарий.
Третье – это продвижение. В социальных сетях, в Сети в целом, формирование обратной связи с аудиторией.
Последнее – это оценка интернет-бизнеса и электронная коммерция. Ведь это сейчас большая проблема. Аналитики подсчитывают сколько стоит бренд, но точно оценить портал и каждый его элемент не всегда могут. Сейчас при продаже тех или иных ресурсов действует некая рыночная схема: продавец просто смотрит, кто сколько предложит. Четких алгоритмов экспертной оценки ресурсов нет.
– Насколько, по-вашему, такие специалисты будут востребованы работодателями?
Досье
Василий Калачев – кандидат экономических наук, автор более 20 научных трудов в области формирования человеческого капитала и эффективной подготовки специалистов. С 2011 года – эксперт Рособрнадзора по укрупненной группе специальностей «Экономика и управление». В 2012 году вошел в качестве эксперта в совет конструкторов IT-систем Ростовской области. Женат, воспитывает двух сыновей.
– Я думаю, проблем с трудоустройством у них не будет. Ведь профиль создавался при непосредственном участии потенциальных работодателей и под их запросы. Большиую роль в разработке учебных планов сыграло агентство по созданию, продвижению и обслуживанию сайтов «Битек» и его руководитель Александр Букуров. Впервые мы открывали специальность не так, как мы ее видели, а так как нам говорили компании, работающие в Сети.
Профиль подготовки полностью выстроен под определенную группу работодателей как структурно, так и содержательно. Учебный план прошел аудит работодателей, мы обосновывали расположение каждого учебного блока.
– Какое место займут работодатели в учебном процессе?
– По новым стандартам, во всех вузах 10% дисциплин профессионального цикла должны преподаваться профессионалами из числа руководителей и специалистов профильных организаций. То есть все вузы обязаны привлекать практиков.
Для нас, конечно, 10% – это не объем. Мы планируем, что не менее трети подготовки будет реализовано людьми, работающими в той сфере, о которой они будут рассказывать студентам.
– Сколько будущих профессионалов в сфере сопровождения интернет-бизнеса вы планируете набрать в этом году?
– Мы не ставим себе целью большой набор – максимум 30 человек в год на первых порах. Часть из этих мест будут бюджетными. Соответственно и выпуск будет небольшим. Во-первых, это позволит создавать «штучный товар» с высоким уровнем качества, что обеспечит высокий спрос на наших выпускников. А во-вторых, по нашим расчетам на ближайшие несколько лет – это оптимальная цифра для рынка труда.
– Уже есть прогнозы, каким будет проходной балл?
– В прошлом году на родственный профиль «Бизнес-аналитики» проходной балл составил более 200. На профиль «Интернет-сопровождение бизнеса» мы планируем набирать абитуриентов с не меньшим количеством баллов. Порог высокий. Мы ждем сильных абитуриентов.
В первую очередь, мы будем обращать внимание на математическую подготовку претендентов. Математика – базовый предмет профиля, и уровень владения им показывает насколько абитуриент может логически мыслить, сформированы ли элементы абстрактного мышления. Также потребуются хорошие баллы ЕГЭ по русскому языку и обществознанию.
– С бакалавриатом более менее все ясно. А как обстоит дело с набором в магистратуру?
– Магистратуру мы откроем уже в следующем году. Для начала хотелось бы там видеть в качестве обучающихся преимущественно работающих специалистов.
Сейчас у нас магистратура воспринимается не вполне правильно. Туда идут, в основном, выпускники бакалавриата, а это не совсем верно. Выпускник вуза должен идти работать. Магистратура – это второй уровень образования, который целесообразно получать тогда, когда ты уже года три поработал, четко определился со сферой деятельности.
Поэтому мы надеемся, что в 2014 году к нам в магистратуру придут поступать действующие специалисты.
Тем более что магистратура позволяет сочетать работу и учебу, ведь в отличии от бакалавриата, магистратура – это 12 учебных часов в неделю. Это два дня по три пары занятий. Работающий человек может себе это позволить.
Помимо магистратуры уже с лета у нас начнут работать программы дополнительного образования, спикерами которых будут выступать, в основном, действующие руководители и специалисты организаций, успешных в своем интернет-бизнесе.
Дополнительную информацию о профиле подготовки «Интернет-сопровождение бизнеса» смотрите на сайте ЮФУ. Задать свои вопросы Василию Юрьевичу можно направив письмо по адресу электронной почты. Написать письмо.
Фото: Фото Анны ВОЛИК