Многие родители с ранних лет только еще научившегося ходить и говорить ребенка уже готовят к школе. Семь лет – черта, переступив которую, ребенок, согласно устоявшимся в обществе традициям, должен начать социализацию. Основатель проекта «Семейное образование» Игорь Чапковский уверен, что в семь и тем более в шесть лет отдавать ребенка в казенное учреждение вовсе не обязательно. По мнению Чапковского, традиционному школьному образованию есть достойная альтернатива, помогающая школе находить новые современные формы преподавания знаний. Это семейное обучение.
Согласно российскому законодательству существуют три формы обучения вне школы: семейное образование, экстернат и надомное обучение для больных детей. На семейное образование может перейти любой ребенок. При этом ученик остается учащимся своей школы, где проходит аттестацию, но обучается дома. Формы аттестации и условия взаимодействия со школой определяются письменным договором между родителями и школой. Учащийся может свободно посещать консультации или отдельные занятия. При этом родителям платят компенсацию.
По мнению Игоря Чапковского, основная причина, почему родители здоровых детей предпочитают переводить своих детей на семейное обучение, в том, что школьная система отстала от жизни. «Современная школа возникла в эпоху индустриализации и служила ликвидации безграмотности будущих рабочих. Общество изменилось, но школа продолжает функционировать, как и в начале XX века. Многие педагоги говорят, что классно-урочная система устарела. У нас до сих пор нет подлинного разнообразия в обучении. Родители же все чаще стремятся обеспечить детям индивидуальный подход и творческие методы обучения», – приводит его слова РИА «Новости».
Эксперт утверждает, что если раньше от обучения в школе отказывались родители действительно проблемных детей, то сейчас на семейное обучение переходят дети-отличники, оказавшиеся среди одноклассников аутсайдерами.
«Сверстники не любят «ботаников»! На мой взгляд, образовательная функция нашей школы угасает, школа становится местом «тусовок» и «камерой хранения» для детей. Каких-то родителей, например, очень занятых на работе, это устраивает, других – нет... Школьные коллективы формируются произвольным образом, атмосфера в них часто нездоровая, и потому все чаще родители выбирают для детей семейное обучение уже с младших классов. Это, как правило, люди с высшим образованием. Приблизительно треть семей – многодетные, очень много семей с двумя детьми. Если старшего ребенка родители обучили сами, то второго, скорее всего, им будет намного легче учить тоже в семье», – констатирует Чапковский.
Он убежден, что семейное обучение никогда не заменит школу полностью, однако оно поможет школе развиваться, улучшаться, находить новые современные формы обучения.
«Семейное образование подходит не всем детям и не всем родителям. Однако те, кто убедился в преимуществах семейного образования, не захотят от него отказаться.
Это здоровая альтернатива, не противопоставленная школе, а взаимодействующая с ней. При этом у таких детей нет недостатка в общении со сверстниками: они посещают кружки, спортивные секции, музыкальные или художественные школы. Такие дети привыкли много заниматься самостоятельно, у них нет типичных проблем, которые испытывают их сверстники, попав в вузы: жесткого контроля учителя уже нет, а самодисциплина еще не сформировалась», – считает эксперт.
Нина Дмитриевна, заместитель директора школы №30 по учебно-воспитательной работе, поясняет: «Семейное образование встречается у нас в начальной школе, когда родители берут на себя обучение своих детей. К такому виду получения образования существует двойственное отношение. С одной стороны, хорошо, что этот начальный, адаптационный период ребенок проведет в комфортных для себя условиях. С другой стороны, должен быть выполнен стандарт образования, и родители, по крайней мере, должны знать, что это такое, и что на сегодняшний день в него входит. Ведь та программа, по которой они учились в школе, значительно отличается от современной. Поэтому мы проводим в школах специальные собрания для родителей, рассказываем о том, что должно содержать обучение, на что стоит обратить внимание. Кроме того, школа проводит «срезы» знаний учащихся по предметам, чтобы родители и преподаватели видели, на каком уровне освоения материала находится ребенок. Например, в первом классе, хотя и без выставления оценок, но такие «срезы» необходимы. Проведение их обычно согласовывается с родителями и проходит раз в четверть. На консультации в школу родители, конечно, приходят чаще».
Студентка Ирина Еремина рассказывает: «В свое время, когда мы переехали из Москвы в Челябинск в середине учебного года, мои родители решили, что для меня лучше будет не осваиваться в новой школе, а учиться дома. В ближайшей школе по месту жительства мне выдали учебники, я под руководством мамы разбирала темы и в зависимости от предмета приходила их сдавать раз в неделю или раз в месяц. Контрольные писала в школе, после уроков или, если срезы или четвертные, то с классом. На следующий год уже пошла в школу вместе со всеми. Сначала учиться в классе было трудно: дисциплина, сразу много вопросов, а ответить учитель может лишь на несколько, потому что у него и план урока, и другие дети. Привыкала долго, но рада, что выпустилась, как все. Все равно, школа – это не только учеба, но и друзья».
Мама ученицы 11 класса Наталья Букато отрицательно относится к семейному образованию: «Я считаю, что ребенок должен пройти все ступени социальной адаптации и психологического развития, – поясняет Наталья. – Проходя обучение дома, ребенок лишается такого общения со сверстниками, которое дает ему школа, большую часть времени проводит со взрослыми, а психология ребенка и взрослого отличаются».
Итак, обучать своего ребенка самостоятельно или отдать предпочтение традиционному школьному образованию – решать вам, но помните, что выбор у вас есть всегда.
Фото: Фото с сайта Psychologies.co.uk