Министерство образования и науки утвердило программу поддержки одаренных школьников и студентов. Вундеркиндов будут определять еще на пороге школы, вести с первого класса, поощрять грантами и их самих, и их учителей. Под интересы талантливых подростков изменят олимпиады и даже ЕГЭ.
Утвержденный проект концепции поиска и обучения талантливых детей и молодежи был подготовлен по заказу президентской комиссии по совершенствованию ЕГЭ. Документ начали обсуждать в общественной палате еще в 2009 году, хотя разговор о целесообразности большой госпрограммы для поддержки вундеркиндов всплывал и раньше.
Соавтором концепции выступил ректор высшей школы экономии Ярослав Кузьминов. Он предложил добавить вузовские курсы «Педагогика» и «Психология» разделами об одаренных детях и организовать подготовку и переобучение для учителей, которые пойдут работать в спецшколы и лицеи.
Предполагается, что учителя, подготовившие призера, победителя всероссийской или международной олимпиады, будут получать материальное вознаграждение, а также регулярные субсидии, гранты, стипендии. Проект предусматривает даже повышенные пенсии – в размере 50 и 70% от среднего заработка – для таких учителей.
Но изначально, считают эксперты, необходимо устранить разногласия в представлении общества о том, кого считать одаренными. Традиционно таковыми называют подростков, которые занимаются теми или иными видами искусства или добиваются высоких достижений в спорте. По мнению Ярослава Кузьминова, сейчас не получает господдержки даже такая традиционно российская сфера, как математика. Полностью потеряны успешные в прошлом кружки конструирования и моделирования.
Эксперты, обсуждавшие концепцию, сошлись во мнении, что для поддержки одаренных школьников следует переходить к профильной старшей школе – дать возможность подросткам углубленно изучать отдельные предметы. Но начинать работать с потенциальными вундеркиндами следует намного раньше.
Еще одна преграда – слабая мотивация учителей и административного персонала на выявление талантов.
«Большое количество школ на заточены под эту задачу, – считает сотрудник министерства среднего и высшего образования Ростовской области. – Сейчас экзамен не учитывает сильные стороны одаренных детей, а олимпиады непрозрачны».
Не лучше положение и с системой выявления наиболее талантливых студентов: только в 20% вузов ведутся научные изыскания. Еще одно неожиданное предложение разработчиков – сделать аспирантуру четырехлетней, а также закрепить аспирантскую стипендию за средней зарплатой по региону.
«Эта концепция в случае ее принятия и утверждения будет не только основным идеологическим методическим пособием для системы образования, подобным президентской программе «Наша новая школа», но и приведет к изменениям в законодательстве», – полагает зампред комиссии по образованию общественной палаты РФ Любовь Духанина.
В частности, эксперты уверены, что для повышения эффективности программы следует повысить финансовую поддержку одаренных детей.