«Яблоко от яблони недалеко падает», «у осины не родятся апельсины», «все хорошее было у него от родителей, все плохое — от отца с матерью»… Человек — животное социальное, и среда формирует личность — на этом настаивает большинство психологов. Тем не менее, многие — в том числе и создатели крылатых афоризмов — убеждены, что «гены пальцем не сотрешь», и именно от оных зависит характер человека, его будущая профессия и вся его дальнейшая жизнь… Кто прав и что важнее: воспитание или гены?
Давайте поспорим
«Часто сталкиваюсь с мнением людей о том, что, как ни воспитывай, гены все равно свое возьмут, — рассказывает мать двоих детей Алла Доронина. — Особенно тяжело, когда в семье есть кровные и приемные дети. У меня именно такая ситуация. Часто замечаю, как родственники и знакомые стараются сравнить детей. У них разница в возрасте небольшая, всего два года. Сыну (он у нас приемный) сейчас почти четыре, он очень активный, непоседливый, шумный (что бабушек наших ужасно раздражает), читать не любит. Дочка — кровная — другая совершенно. Бабушки и прочие родственнички всячески пытаются намекнуть мне, что результатом такого поведения и развития является дурная наследственность, и дальше будет только хуже. Стараюсь их не слушать, тем более, считаю, что не только гены формируют человека, воспитание играет куда большую роль, но постоянный негатив утомляет...»
«Гены не определяют все раз и навсегда, — настаивает врач-генетик Инга Золотарева. — То, что генетическое — значит неизменяемое — это не более, чем предрассудок! Все психологические черты появляются у человека в результате взаимодействия генотипа и среды. Что касается последней, исследования доказали, что из своего окружения и жизненного опыта человек «впитывает» только то, что отвечает его внутренним запросам. Как, к примеру, объяснить тот факт, что в одной семье дети растут в похожих внешне условиях, а вырастают, тем не менее, абсолютно разными? Среда разнообразна и содержит много возможностей, но почему-то вы выбираете провести вечер с книгой, а ваш брат предпочитает играть в футбол. С возрастом дети начинают все больше формировать свою среду и активно выбирают из изобилия возможностей те, что больше сочетаются с их генетическим потенциалом. Тем самым различия между генотипом и средой все больше стираются. Причем мы не можем убрать среду, даже если иметь ввиду абсолютно изолированного человека, этакий «генотип в вакууме» — ведь вакуум — это тоже среда».
«У моей подруги одиннадцатилетний сын начал воровать, — поясняет Дарья Климушкина. — То мелочь из кармана, то линейку у друга. Подруга говорит, что его отец — тоже любитель что-нибудь стянуть. Они с мужем не живут вместе уже несколько лет. Неужели так проявляется наследственность?»
«Хотим мы того, или нет, нам багажом передается от родителей генетически определенный порядок действий — даже семейный сценарий, не говоря уже о личных чертах! — поясняет психотерапевт Андрей Бабин. — Описанный случай — наглядный пример: у воров рождаются воры, у маньяков — маньяки и прочее. Если вы достаточно внимательно понаблюдаете за собой, то заметите: те черты, которые вы так упорно отрицали в своих родителях, упорно прорастают в вас самих! От генетики никуда не денешься — именно эту истину очень хорошо уяснили те, кто занимается разведением животных и тщательно сильно следит за чистотой породы. Генетика — это коридор, который определяет поведение человека процентов, наверное, на 80, если не 90. Я работаю с ребятишками из крайне неблагополучных семей, более того, часто приходится проводить терапию с детьми с очень плохой наследственностью, рожденными от слабоумных родителей. Это не удивительно, но закономерно: дети слабоумных интеллектом не блещут. Интеллект делится на два подвида: врожденный и приобретенный. Если наследственность из рук вон, то и врожденный интеллект уже с первых лет ощутимо отстает. Вспомните: недаром раньше, когда институт семьи был еще в почете, всегда интересовались родителями, тем, из какой семьи ребенок. Хотя если генетическая «программа» уже записана, возможность несколько подкорректировать ситуацию все-таки есть. На сколько процентов реализуется заложенное природой — на все сто или нет — зависит от нас самих. Свой характер, как и траекторию своего поведения в жизни, можно менять самому».
Андрей Бабин приводит пример: родитель был бандитом, и через гены его детям передалась жажда риска, адреналина и прочие «составляющие» лихачества. Волей судеб ребенок, рожденный от асоциального отца, воспитывался в интеллигентной семье. Но на бессознательном уровне он любит рисковать. Поэтому выбор профессии — работа в следственном отделе полиции — как это не парадоксально звучит, в данном случае закономерен.
«Воспитание со счетов тоже скидывать нельзя, — поясняет свою точку зрения психотерапевт. — Но если «исходный» генетический материал оставляет желать лучшего, то выше потолка не прыгнешь. Вспомним классику: альтер эго и «исходный материал» для Полиграфа Полиграфовича Шарикова — потомственный пролетарий Клим Чугункин — не менялся, несмотря на то, что после перевоплощения проживал в интеллигентной семье».
Психотерапевт Бабин имеет не бесспорную, но, тем не менее, заслуживающую внимания читателей точку зрения на роль генов в жизни человека. Мы публикуем его слова без купюр (точка зрения реципиента может не совпадать с точкой зрения редакции. — Прим. ред.).
По мнению психотерапевта Андрея Бабина, хуже всего дело обстоит с приемными детьми: усыновление — это вообще страшная тема. Психотерапевт напоминает (не ссылаясь при этом на статистические данные. — Прим. ред.), что среди тех детей, которые были отданы в детский дом, здоровых практически нет. Усыновлению, как правило, подлежат дети с ущербным генетическим материалом, но про это детские дома традиционно умалчивают, никто не консультирует родителей в этом вопросе — грубо говоря, те, кто принимают в семью чужого отпрыска — покупают кота в мешке. Приемные родители вкладывают в дитя все силы, но с течением времени в нем все равно проявляются черты характера биологических родителей.
На возражение «Довольно часто бывает, что ребенок родителей-алкоголиков, насмотревшись на них, вырастает непьющим», Андрей Бабин приводит контраргумент: «Как правило, девочка, которая выросла в семье с пьющим отцом, который ни во что не ставит ее мать, непременно найдет себе спутника, ведущего себя также — в открытую или завуалированно — но, в любом случае — аналогично. Семейный сценарий — это тоже генетика».
Столь категоричную точку зрения не разделяет психолог Анна Люберцева: «Я не понимаю такой предвзятости, — подчеркивает психолог. — В США, к примеру, приемный ребенок не считается каким-то неполноценным, там это обычное дело. В России же почему-то считается, что раз приемный, то ущербный. И своровать может, и непременно станет алкоголиком, наркоманом, маньяком...» По мнению Анны Люберцевой, именно такой, навязываемый пропагандой и стереотипами, взгляд мешает многим людям усыновлять детей. Первые причины — в сознании. Естественно, у всех нас есть определенная генетическая предрасположенность к чему-либо. Клептомания, например, чаще всего бывает связана с задержкой интеллектуального развития. В других случаях это, прежде всего, поведенческая реакция (например, попытка привлечь внимание или показать свою независимость). И равно как алкоголизм и наркомания — это в большей степени не физиологическая наследственность, а именно социальная (!) болезнь. Ребенок, выросший в семье наркомана, с большей долей вероятности станет наркоманом, даже если он аристократ по рождению! И заметьте — это произойдет не потому, что у него предрасположенность к этому на уровне физиологии, а потому, что он растет в среде, где наркотики — обычное дело».
«Воспитанные» гены
И все же: какую стратегию выбрать в воспитании приемного ребенка с предположительно плохими генами?
«Важно научить его достигать побед и чувствовать удовлетворение от собственного труда. Дать возможность ему оценивать, что для него положительно и что отрицательно. Учить выражать собственное мнение, для таких людей очень важно суметь сказать «нет» в сложных ситуациях, — консультирует психолог Марина Звягинцева. — Кроме того, родители должны позаботиться о формировании благополучной социальной среды вокруг воспитанника, ведь часто склонность усугубляется под воздействием неблагополучных дворовых компаний и тому подобное. Почему говорят: «бывших алкоголиков и наркоманов не бывает»? Потому что часто после лечения и избавления от зависимости человек снова попадает в среду, где алкоголь и наркотики — обычное дело. Особенно критично это становится в подростковом возрасте — в этот период окружение влияет на ребенка более всего, давая ему такое нужное ему сейчас ощущение собственной значимости. Часто ощущение собственной значимости достигается за счет девиантного поведения. Адекватное окружение во многом формирует образ мыслей. Не стоит недооценивать роль среды в воспитании. Ребенка стоит отдать в спортивную игровую секцию. Здесь во взаимодействии с остальными детьми он увидит, что общая победа в равной степени зависит от всех членов команды», — добавляет психолог.
«В последнее время все больше и больше ученых приходит к мнению о том, что поведение и образ мыслей ребенка на 90% зависят от общества, в котором он воспитывается. Возможно, что у ребенка и есть различные склонности, заранее заданные при рождении от родителей или от далеких предков. Но под влиянием общества растущий человек эти задатки может реализовать положительно или отрицательно. Он может стать как полицейским, так и вором. Он может стать убийцей или хирургом. То есть он может использовать свои склонности или на пользу обществу, или во вред ему. Это зависит уже от окружения, от конкретного воспитания, которое ему дают. А воспитание зависит только от примера, который он видит вокруг себя», — поясняет Марина Звягинцева.
«Я же, напротив, уверен, что люди не меняются, — подчеркивает психотерапевт Андрей Бабин. — Успех всех этих «доброжелательных» методик воспитания весьма сомнителен. И тут дело даже не в самой идее, а в том, как осуществляется воспитание. Как правило, в нашем обществе идет насаждение общепринятых норм — «так делай и так». Насаждают — а корней-то нет, почва не благодатная, наследственность плохая! Поэтому при любой возможности такие дети возвращаются к отправной точке. Люди думают — открою душу воспитаннику, и все получится, но чуда не происходит. Для того, чтобы получилось воспитать отпрыска неблагополучных родителей успешным человеком, душа у него тоже должна быть открыта навстречу переменам, а такое встречается крайне редко».
Спорный подвиг
Один из блогеров пишет: «Это так хорошо, так по-человечески — взять в семью приемного ребенка. Спасти от огня, от медных труб, обмануть сиротство. Визит в детдом, случайный или запланированный, а потом ты ни спать не можешь, ни есть — все думаешь, как он или она там, без тебя». И таких историй тысячи!
«У меня умные красивые и воспитанные родные дети, — размышляет многодетная мать Алена Смольникова. — И были сложные периоды в подростковом возрасте. Но я знала, что от них ожидать. Потому что генетика — вещь научная в отличие от слез и соплей по поводу ничейных в домах ребенка детей. И с наукой спорить бессмысленно!»
Но, по мнению матери двоих детей Анны Беляковой, во всем есть досадные исключения: «У моей крестной прекрасная семья, родители образованные, старший сын умница. А младший... запил в тринадцать лет и пошел по наклонной, спасти его не удалось, и это несмотря на воспитание и отличные гены!» — поясняет Анна.
Так отвечают ли гены за наши «дурные (преступные) наклонности»? За наши пороки?
Врач-генетик Инга Золотарева рассказывает, что еще в 1993 году исследователи обнаружили мутацию гена МАО А, распространенную среди членов одной датской семьи. Этот ген был незамедлительно заклеймен в прессе как «ген криминального поведения», так как поведение мужчин из этой семьи отличалось особой жестокостью. Но в дальнейшем оказалось, что все мужчины этого рода были больны редким наследственным заболеванием, не имеющим никакого отношения к большинству преступников.
«Гена криминального поведения» не существует, — подытоживает Инга Золотарева. — Агрессивность многих людей, совершающих злодеяния, грабежи и жестокие убийства, конечно, намного выше среднего уровня. И, вполне возможно, что их «узурпаторское» поведение объяснимо «дурной» наследственностью. Но здесь не все так просто. Подумайте сами: в тюрьмы очень часто попадают люди с низким интеллектом, и вовсе не потому, что все они агрессивны от природы. Часто наоборот — потому что они наивны, доверчивы, их легко использовать, или, например, они не могут правильно оценить ситуацию и последствия своих действий. То есть наследуется не криминальность, а множество факторов, которые влияют на риск оказаться в криминальной ситуации, и агрессивность — лишь один из них».
«Порой приемные родители неосознанно чересчур критичны к ребенку, — добавляет психолог Марина Звягинцева. — Это объясняется их беспокойством в связи с тем самым мифом о дурной наследственности, которая непременно проявится. И они с тревогой ждут — когда же она даст себя знать? Они чересчур восприимчивы к любым провинностям приемыша, к любым (!) отклонениям от нормы. Чуть проявляется что-то негативное, они начинают объяснять: «это потому, что он мне не родной!» А будь это кровное чадо — никто даже не задумывался бы о собственных «дурных генах».
Рассуждая на тему, можно было бы написать целый роман-утопию, или антиутопию. Просто необходимо понимать, что дети — это самые многогранные существа в мире. Мы можем без конца копаться в «генетическом чемодане», примеряя на себя и отпрысков нелицеприятные образы родителей, хранящиеся в глубине. А можем «забросить» гены в старый шкаф и «примерить» на себя новые образы. Путей для развития много — главное не «ставить на себе и своих детях крест», и не думать, что если гены «плохие», значит, жизнь не удалась.
Евгения ГРИБКОВА
Фото: Фото с сайта Vziaka.com