Сообщество экспертов, в которое входят руководители вузов, ученые, учителя и журналисты, предложило усовершенствовать Единый государственный экзамен.
За круглым столом в Общественной палате никто не высказывался за отмену ЕГЭ, однако все его недостатки были озвучены. Как выяснилось, претензии к экзамену связаны не с формой его проведения, а с организацией.
«Проведение федерального экзамена, на основании которого федеральный центр делает выводы о состоянии системы образования регионах и зачисляет абитуриентов в федеральные вузы, возложено на регионы. Там же, в регионах, идет проверка заданий части «С», которая дает возможность получить высокие баллы. А между тем мы еще в 2002 году направили в министерство предложение проверять часть «С» в другом регионе. До сих пор это не реализовано, – передает слова ректора высшей школы экономики Ярослава Кузьминова «Российская газета».
Общее настроение обсуждения можно констатировать как беспокойство по поводу потери доверия к организации ЕГЭ. В ходе круглого стола были предложены меры по устранению недостатков процедуры экзамена:
Пункты приема ЕГЭ должны размещаться не в школах, а на базе независимых центров. Исключения могут быть сделаны только для труднодоступных территорий.
Вести видеонаблюдение всех этапов проведения ЕГЭ и обработки данных.
Закрепить за участниками проведения и проверки результатов экзамена статус «должностного лица». В противном случае, с юридической точки зрения, предъявление им обвинения будет лишено смысла.
В Уголовном кодексе РФ в рамках отдельной статьи необходимо предусмотреть умышленное искажение результатов, нарушение порядка проведения ЕГЭ, сбор денежных средств за участие в экзамене, ответственность за распространение контрольно-измерительных материалов.
Для того, чтобы обеспечить открытость процедуры ЕГЭ, нужно устанавливать минимальный порог баллов по каждому предмету до начала экзаменов и определять точные сроки проверки работ и способы представления результатов школьникам.
Свои предложения эксперты направят в Комиссию при президенте РФ по развитию системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи и совершенствованию проведения ЕГЭ.
«Российская газета» выяснила мнение о том, как сделать процедуру ЕГЭ прозрачнее. Любовь Духанина, член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования: «Основная проблема ЕГЭ – низкий уровень ответственности всех задействованных в организации экзамена. Раньше было стыдно списывать, сейчас тезис трансформировался в «не сможешь написать – напишешь за деньги». Считаю, что нужно делать открытую базу экспертов, проверяющих работы, а также базы авторов КИМ. Отменить сертификат ЕГЭ на бумажном носителе и ввести мораторий на снижение результата экзамена вследствие апелляции».
Александр Асмолов, директор Федерального института развития образования: «Любая система тестирования – это поддержка разнообразия. Но когда людей диагностируют (а именно это по сути и делает ЕГЭ), они невольно начинают защищаться. Я как психолог это знаю хорошо. У Единого государственного экзамена огромное количество минусов. Но считать его главным виновником того, что в России снижается уровень знаний, – это смешно. Проблема в том, что сегодняшние школьники теряют мотивацию к знаниям».
Альберт Гильмутдинов, министр образования Республики Татарстан: «Третий год первокурсники ведущих вузов республики пишут проверочные профильные экзамены по тем же КИМам, которые они сдавали на ЕГЭ. Был и один вопиющий случай. Девушка, поступившая в медицинский вуз с 78 баллами по биологии, проверочный экзамен написала на... семь баллов! Отчислили конечно. Такой подход позволяет с точностью до ребенка выявить подлог».
По материалам «Российской газеты»