RU161
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Ростове-на-Дону

Погода+8°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +6

3 м/c,

ю-в.

760мм 87%
Подробнее
0 Пробки
USD 93,29
EUR 99,56
Образование Народ и армия едины?

Народ и армия едины?

В среду, 15 июня 2011 года, Госдума в первом чтении приняла поправки в закон «О воинской обязанности и военной службе». Выпускникам школ они предоставляют право на отсрочку от весеннего призыва. Теперь все выпускники, уже достигшие 18 лет...

В среду, 15 июня 2011 года, Госдума в первом чтении приняла поправки в закон «О воинской обязанности и военной службе». Выпускникам школ они предоставляют право на отсрочку от весеннего призыва. Теперь все выпускники, уже достигшие 18 лет, получают шанс поступить в учебные заведения, так как отсрочка им предоставляется на период до 1 октября указанного года. Казалось бы, теперь проблема исчерпана. Тем не менее, у выпускников и их родителей вполне может возникнуть ряд проблем, связанных с военкоматами. Чтобы их избежать, необходимо знать свои права. В материале, основная часть которого готовилась в печать еще до принятия депутатами решающей поправки, освещены вопросы взаимодействия вчерашних школьников и госструктур, ответственных за призыв. О том, что нужно знать ребятам и их родителям о своих правах и как предотвратить типичные случаи мошенничества, связанные с призывом, в нашем сегодняшнем материале.

Правозащитник Алексей Табалов: «До того, как вчера была принята поправка в закон «О воинской обязанности и военной службе», весной этого года в числе 4200 юных южноуральцев в армию отправились и восемнадцатилетние школьники тоже. Военкоматы, действительно, все время подчеркивают, что восемнадцатилетние школьники подлежать призыву в ряды российской армии. И это несмотря на то, что на человека, который учится в школе, распространяется отсрочка вплоть до достижения им двадцати лет – на период обучения. Если школьнику даже больше восемнадцати лет, но он в силу каких-то причин все еще не закончил обучение, его не имеют права призывать в армию. Отсрочка заканчивает свое действие с момента окончания образовательного учреждения, включая каникулы.

Есть, кстати, распространенное мнение, что финал образовательного периода наступает в момент выдачи аттестата, сертификата об образовании. Обычно это происходит в июне, по завершении итоговой аттестации. Но еще в апреле этого года министерство образования РФ распространило циркуляр за подписью директора департамента общего образования Елены Низиенко «О ситуации с призывом на военную службу выпускников XI (XII) классов, поступающих в вуз». Там говорится, что нормативный срок обучения предусматривает и включение каникул в срок обучения. Поэтому выпускник может потребовать предоставления ему каникул после прохождения итоговой аттестации. Для этого надо написать заявление на имя директора школы. И, в соответствии с типовыми положениями образовательных учреждений, директор школы обязан предоставить ему каникулы. В этом случае период обучения выпускника будет завершаться тридцать первого августа.

Но, надо заметить, в этом случае он и документы об окончании учебного заведения получит после тридцать первого августа. А это ставит вопрос о поступлении в вуз. Создается этакая развилка... И совершенно правильно, что школьники поставили недавно вопрос об этом перед президентом России. Проблема есть! Военкоматы забирают парней, не дав доучиться. В других случаях они идут на сговор с руководством образовательного учебного заведения и незаконно сокращают период обучения (продолжительность учебного года составляет тридцать четыре недели без учета итоговой государственной аттестации). Предлагают, например: «Выпустите Петрова пораньше, в апреле. Пусть сдаст ЕГЭ досрочно». Им же надо выполнять план по призыву, любой ценой! Но директора учебных заведений не имеют права этого делать. Есть нормативные сроки обучения, которые директор не имеет права менять».

Что делать, если родитель все это обнаружил?

– Родитель обязан реагировать! Потому что это его ребенок, и никто, кроме него, не будет отстаивать его права. До восемнадцати лет родители являются единственными законными представителями ребенка. Если имеются нарушения, родители должны идти по всем инстанциям. Это, во-первых, региональное министерство образования и науки. Или городское, районное управления образования. Затем военная прокуратура и просто прокуратура. Это их полномочия: рассматривать заявления о неправомерных действиях должностных лиц. Ну, и, в конце концов, идти к правозащитникам.

Мы каждый призыв сталкиваемся с множеством нарушений, проблем.

– Назовите типичные.

– На девяносто процентов это нарушения, связанные с медицинским освидетельствованием. Идет тотальное занижение диагнозов. Последний случай – юноша, у которого был диагноз «плоскостопие третьей степени» и которому присваивалась категория годности «В» (ограниченно годен). Такие люди не подлежат призыву в армию в мирное время. Районный военкомат признал этот диагноз. Но дело было отправлено в областной военкомат. А областной воекомат отправил юношу (незаконно причем) на дополнительное обследование в областную клиническую больницу, где врач занижает ему диагноз. При этом не проводя никаких дополнительных съемок, анализов... Юноше «снимают» его диагноз, признают годным, заставляют идти в армию.

Мы были вынуждены обратиться в региональное министерство здравоохранения, потребовав направить молодого человека на консилиум. Такое обследование было проведено. И диагноз не только был подтвержден, но и выявлено даже ухудшение состояния здоровья юноши. Это все говорит о том, что военным чиновникам важен только план, реальное состояние дел и, главное, состояние человека их не заботит.

Родителям надо учиться защищать свои права и права ребенка.

Пока что военные пользуются правовой безграмотностью населения. Это даказывает недавний пример. В Магнитогорске был арестован и осужден военный комиссар, который брал взятки. Причем пользовался незнанием свои прав призывниками. Фактически он продавал военные билеты тем людям, которые и без того имели право не служить в армии – по заболеваниям, вследствие семейных обстоятельств.

Еще военные могут «исправить» документы. Допустим, вырвать страницы из медицинской карточки, на которых прописан диагноз, позволяющий призывнику не служить. Или такой момент: они «теряют» подобные документы. А ты потом поди и докажи, что диагноз действительно есть. Карточка должна оставаться в целости и сохранности: все страницы должны быть пронумерованы, она должна быть прошита. Не должно исчезнуть ни одного документа, ни одной справки! Если медицинский документ особенно важен, лучше с него предварительно снять копию.

От студентов медицинской академии недавно была жалоба: в деканатах получение дипломов обуславливали явкой в военкомат. Это незаконно, явное самоуправство! А в военкоматах им говорили: вы не имеете права на обучение в интернатуре, поскольку это не аспирантура. Хотя в законе о высшем образовании говорится, что послевузовское образование включает в себя и аспирантуру, и интернатуру. В военкомате люди, мягко говоря, лукавят!

Владимир Ерзиков, старший помощник начальника отдела по работе с гражданами областного военкомата: «О чем вы говорите?! Никаких школьников, не дав закончить учебу, мы в армию не отправляем. Я не говорю, что между нами и призывниками совсем уже не возникает спорных моментов. Они есть. И в суды, бывает, подают. Однако имеется еще процедура оспаривания решения районного военного комиссариата. То есть, не все спорные случаи доводятся до суда, часть их вполне можно решить в военкоматах. С начала года поступило где-то полтора десятка заявлений с просьбой дать отсрочку от армии. Такие вопросы разбираются и решаются на специальных комиссиях, в состав которых входят представители губернатора, министерства образования и науки, главного управления по делам военнослужащих».

Людмила Зинченко, председатель Ассоциации «Солдатские матери»: «У нас, насколько знаю, случаев отправки в армию со школьной скамьи не было. Но в других регионах они есть. Военные не имеют права мешать учебному процессу, мешать получению образования. Они пользуются правовой безграмотностью. Еще роковую роль в подобных спорных случаях играет несвоевременное обращение родителей, неумение или нежелание отстаивать свои права и права ребенка. Недавно к нам обратились ребята – они наши, но сбежали из Самары, куда их призвали служить. Нравы в расположенных там войсках МЧС царят жуткие. Мы отстояли парней, и теперь они служат в местном автомобильном батальоне. Близко к родному дому, под присмотром родителей».

Елена, родитель: «Ребенку не исполнилось еще семнадцати лет, а из военкомата где-то за два-три месяца до этого начали «бомбить» звонками, настойчиво вызывая явиться. И домой звонили, и в школу. В итоге вызвали к восьми часам (без вариантов), держали вместе с другими мальчишками из класса где-то до двенадцати – сорвали с уроков. Считай, целый учебный день прогулял. Это правильно? Военные все еще считают, что мы живем в «совке», что перед ними – беспрекословное стадо. Кстати, я потом специально узнавала: школа без согласия родителей не имеет права отправлять ребенка в военкомат на комиссию. Причем согласие родителей должно быть письменным».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем