В минувшем учебном году в нашей стране прошло 77 школьных олимпиад. В них приняли участие около 700 тысяч школьников разных классов, причем, не только из России, но и из стран СНГ. За прошедший год количество участников олимпиад выросло на 40 процентов.
Всероссийская олимпиада школьников проводится ежегодно под эгидой Министерства образования и науки России. Олимпиада проходит в несколько этапов, последовательно охватывая образовательное пространство Российской Федерации на разных уровнях – от школьного до всероссийского. Все 77 прошедших за 2010/11 учебный год школьных олимпиады были распределены на три уровня. Первый – для тех соревнований, в которых на протяжении двух последних лет стабильно участвовали не менее 2,5 тысячи школьников минимум из 15 регионов. На второй ступеньке – олимпиады, где не менее 1000 участников минимум из 7 регионов. Третий уровень – школьные олимпиады, в которых участвуют не менее 300 человек из 3 и более регионов.
Если олимпиада проводится для учеников выпускных классов, победителям дается возможность без экзаменов поступить в ряд высших учебных заведений. Правда, примут ли вузы результаты той или иной олимпиады, напрямую зависит от того, какой уровень ей будет присвоен.
Кроме льгот при поступлении в вузы школьные олимпиады служат задаче поиска талантов в различных областях знаний. С этой точки зрения уровни олимпиад также имеют большое значение, так как победа в состязаниях, имеющих наиболее высокий уровень, более престижна и предоставляет более высокие возможности для дальнейшего развития.
Министерство образования и науки изменило правила проведения школьных олимпиад. Если до сих пор еще до начала олимпиады организаторы заявляли ее уровень, исходя из сложности заданий и количества потенциальных участников, то теперь уровень олимпиады может определяться только по ее итогам. А с учетом полученных данных будут устанавливаться преимущества, которые получат победители состязаний при поступлении в вузы.
Олимпиады в нашей стране различные: российская аэрокосмическая олимпиада школьников, физико-математические олимпиада «Физтех», «Шаг в будущее», «Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юниор», межрегиональные олимпиады и множество других.
История олимпиадного движения в России позволяет увидеть, как расставлялись акценты в системе образования России (СССР) на протяжении более чем полувека. По ней можно проследить, какие учебные предметы и в какое время считались главными, а какие – второстепенными, какие новые предметы активно входили в жизнь, а какие утрачивали свои позиции, и с чем были связаны эти процессы. Например, начиная с середины XX века, пришелся расцвет олимпиад по математике, физике, химии, астрономии. СССР бурно развивался в техническом отношении, покорял космос, и стране нужны были активные и талантливые инженеры, «технари». В конце XX века в числе олимпиад появляется большое количество гуманитарных – олимпиады по литературе, истории, обществоведению, иностранному языку, праву, так как школа, давала не только и не столько готовые знания и опыт осуществления деятельности по образцу, а, прежде всего, опыт деятельности творческой, опыт эмоционально-ценностных отношений личностного порядка. Как ответ на резкое ухудшение состояния окружающей среды, вызванное бурным промышленным ростом прошлых лет, создается и становится популярной олимпиада по экологии. Высокий уровень информационных технологий современного общества заложил основу создания и развития олимпиады по информатике.
Фото: Фото с сайта Pipez.net