3 марта в Минюсте РФ было зарегистрировано постановление главного государственного санитарного врача РФ об утверждении новых санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Всем известно, что в школе учат книжки добрые читать, буквы разные писать, по слогам читать слова и многому другому. Однако что же сейчас учат сами школы?
В настоящее время общеобразовательные учебные заведения знакомятся с изменениями, внесенными в новые СанПиНы.
«Главной целью обновления норм, – объясняет представитель Министерства образования и науки области Александр Кузнецов, – было приведение санитарных требований в соответствие с действительностью. Старые СанПиНы применяются уже с 2002 года, с того времени многое значительно изменилось: появились новые планировочные решения, новые строительные и отделочные материалы, источники освещения, новое техническое оснащение и др. Нельзя было не отразить эти изменения в новых санитарных нормах и правилах.
Кроме того, в настоящее время общеобразовательные школы превращаются в целые образовательные центры, ведущие подготовку не только по образовательным программам, но и программам дополнительного и дошкольного образования, активно занимаются другой внеурочной деятельностью. Эти моменты также нашли свое отражение в СанПиНах»».
Чем же кардинально отличаются новые требования? По наблюдению Александра Кузнецова, можно выделить следующие отличия новых СанПиНов от старых:
1. Из новых СанПиНов выведены все вопросы, которые регулируются отдельными санитарными нормами и правилами.
Например, если в образовательном учреждении предусмотрено дошкольное образование, то размещение детей, функционирование систем и использование здания регламентируется санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций.
Проведение внеурочной деятельности также должно регулироваться отдельной категорией правил.
2. В отличие от СанПиНов 2002 года, в новых требованиях четко разведены позиции, которые касаются новостроящихся и проектируемых зданий школ, и позиции уже эксплуатирующихся зданий общеобразовательных учреждений. Можно сказать, что из новых СанПиНов убраны нереальные для исполнения нормы, требования стали больше соответствовать действительности.
Например, ранее и надзорные органы попадали в двусмысленную ситуацию (допустим, в зданиях, построенных 50-60 лет назад, было невозможно физически выполнить требование о ширине коридоров, количестве санузлов и прочее), как, впрочем, и образовательные учреждения, которые не могли соответствовать предъявленным такого рода требованиям.
Изменения коснулись и образовательного процесса. Родителям будет интересно узнать, что теперь шкала трудности предметов рассчитывается для каждой ступени образования отдельно (для начального (1-4), основного (5-9) и среднего (10-11)). В старых СанПиНах подобная шкала была единой для всех возрастов.
Сравнивая требования 2002 и 2011 годов, Александр Кузнецов отмечает: «По сравнению со старыми СанПиНами, в новых на 2 балла понизилась трудность такого предмета, как труд для начальной школы. Физкультура оказалась несложным предметом: трудность предмета понизилась с 3 до 1. Кроме того, несколько изменился объем учебной нагрузки: если в старых СанПиНах недельная нагрузка могла составлять от 20 до 36 часов, то по новым требованиям – от 21 до 37, так как добавился обязательный третий урок физической культуры в неделю».
Как и где теперь учиться?
Согласно новым СанПиНам, самый низкий возрастной порог приема в 1 класс должен составлять 6,5 лет. Количество детей в классе не должно превышать 25 человек. Не допускается проведение нулевых уроков – все занятия должны начинаться не раньше 8 часов. Если ваш ребенок учится в лицее, гимназии или другом учебном заведении с углубленным изучением предметов, то занятия должен посещать только в 1 смену. Кстати, в любой школе занятия в 3 смену запрещены вовсе!
Для того, чтобы нагрузка была распределена равномерно, рекомендуется проводить для обучающихся 2-4 классов не более пяти уроков, и один раз в неделю шесть уроков за счет урока физкультуры при шестидневной учебной неделе, для 5-6 классов – не более шести уроков, для 7-11 классов – не более семи уроков.
Для 1 класса существуют дополнительные требования. Например, такие, как использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май – по 4 урока по 45 минут каждый). Первоклашки к тому же освобождаются от домашних заданий, не будут получать оценки и будут отдыхать дополнительную неделю в середине 3 четверти.
Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности учеников, объем домашних заданий по всем предметам во 2-3 классах должен составлять полтора часа, в 4-5 классах – два часа, в 6-8 классах – 2,5 часа, в 9-11 классах – до 3,5 часа.
Сберегающие здоровье нормы коснулись и расписания занятий вообще. Так, рекомендуется проводить основные предметы на 2-3-х уроках (для I ступени образования), и на 2-х, 3-х, 4-х уроках (для обучающихся II и III ступеней образования). Наибольший объем учебной нагрузки должен приходиться на середину недели (вторник или среда).
Контрольные работы следует также проводить в середине недели, причем оптимальными будут 2-4 уроки. В числе последних уроков должны быть занятия физкультурой. После них нельзя проводить уроки с письменными заданиями и контрольные работы.
Что касается требований к зданию, то новые правила предписывают выделять в отдельный блок учебные помещения начальных классов с выходами на участок. Выше 3 этажа должны размещаться кабинеты для занятий 8-11 классов и административно-хозяйственные помещения. Кроме того, не допускается использование цокольных этажей и подвальных помещений под учебные помещения, спортивные или актовые залы. Зато на первом этаже разместить спортивный зал можно, так же, впрочем, как и в отдельно пристроенном здании. На 1 же этаже здания должны быть сгруппированы все помещения медицинского назначения.
Также в СанПиНах оговорены максимальные расстояния, на которых могут располагаться школы от места проживания детей. Так, например, отмечено, что в сельской местности пешеходная доступность для обучающихся общеобразовательных учреждений должна зависеть не только от возраста учеников, но и от климатических особенностей региона.
А при больших расстояниях необходимо организовывать транспортное обслуживание до школы и обратно. Если же расстояние до школы выше предельно допустимого или добраться до нее мешают погодные условия, на этот счет рекомендуется предусматривать интернат при общеобразовательном учреждении.
Согласно новым требованиям, не допускается привлекать обучающихся к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.
Преодоление несоответствий
В новых СанПиНах требования в сфере лицензирования медицинской деятельности и требования к медицинскому кабинету в общеобразовательных учреждениях сведены к единообразию. Например, раньше к нормам существовало приложение, в котором был отражен перечень медицинского оборудования, не совпадавший со списком оборудования, необходимого для получения лицензии на медицинскую деятельность. Теперь это противоречие убрано, и комплектация кабинета должна проходить согласно требованиям медицинских лицензирующих организаций.
Еще одно дополнение в новых требованиях: теперь допускается для выполнения программ учебного предмета «Физическая культура» использовать спортивные сооружения (площадки, стадионы), расположенные вблизи учреждения и оборудованные в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Изменения в СанПиНах снимают многие противоречия. Однако возможно, что в скором времени требования, принятые в марте, снова изменятся.
«Все мы прекрасно понимаем, – поясняет Александр Кузнецов, – что СанПиНы начала века не учитывали насыщенности жизни информационными технологиями. Сейчас в школах города, например, на один компьютер приходится 17 детей. И в перспективе, наверняка у каждого ребенка будет свой компьютер. Не учитывать это в новых СанПиНах было нельзя. Если в требованиях 2002 года были отражены, например, только нормы просмотра телепередач, то сейчас уже появились нормы по работе с различными видами экранов».
С одной стороны, по мнению Александра Кузнецова, новые СанПиНы заставляют придерживаться норм, позволяющих сохранить здоровье ребенка, однако в то же время предъявляют реально выполнимые требования.
Управление по делам образования города и отделение Рособрнадзора в настоящее время изучают новые СанПиНы, поэтому развернутый комментарий от этих служб появится на сайте чуть позже.
В то же время многие школы уже примеряют новые нормы к своей действительности.
«Конечно, все меняется, – рассказывает директор одной из школ города Валентина Добрынина. – Не так давно были внесены изменения в закон об образовании, это повлекло за собой другие изменения. Теперь приняты новые СанПиНы. Уже не может быть прежним питание (должно соблюдаться определенное меню), в школе должно быть определенное освещение, тепловой режим. Сама жизнь затребовала новые СанПиНы, но сможем ли мы все выполнить? Например, если раньше раз в 5 лет проводился обязательный капитальный ремонт школы, то сегодня мы не можем себе это позволить из-за недостатка финансирования в образовании. Мы находимся на другом этапе, нежели тот, который предусмотрен новыми требованиями. Получается, что хотя СанПиНы соответствуют требованиям времени, они забежали вперед, в то время как мы плетемся позади».
В то же время изучение новых СанПиНов очень полезно для внимательных родителей. С одной стороны, изучив документ, они вправе требовать от администрации школы соблюдения новых норм, к примеру, следить за тем, чтобы нагрузка в школе не была слишком большой. С другой стороны, СанПиНы – пособие по обустройству рабочего места школьника дома. В новых СанПиНах детально прописана требуемая высота стола, размещение на нем компьютера и книг. СанПиНы поясняют, как правильно выполнять домашнее задание, чтобы ребенок был здоров. Следить за самочувствием ваших детей – ваша прямая обязанность.
В целом, вопрос о том, как будут реализованы новые СанПиНы в школах, остается открытым. Та картина, которую создают требования, хотя и приблизилась к реальному положению вещей, однако не может является универсальной для всех школ, поскольку до сих пор нельзя поставить в один ряд лицеи, гимназии и обычные МОУ СОШ.