Twitter, FaceBook, «В контакте», «Одноклассники», «Мой мир», Live Journal... С появлением в России социальных сетей и блогов для человечества открылись большие возможности. В социалках можно общаться, обмениваться опытом, учиться, развлекаться, разрабатывать и продвигать свои идеи (недаром в них зарегистрированы даже главы государств, губернаторы и мэры). Теперь, чтобы справиться о самочувствии друга, не нужно приходить к нему с апельсинами в гости или звонить по телефону. Достаточно просто выйти в Интернет и написать сообщение. Отныне играть с другими детьми на улице мальчикам и девочкам тоже ни к чему. Ребенку достаточно зайти на сайты «В контакте» или «Одноклассники» и удовлетворить свои потребности в общении или игре: можно сутками выращивать капусту на ферме, просматривать фильмы и коллекции фотографий.
По данным социологических исследований, более 90 процентов людей, имеющих свободный доступ к Интернету, зарегистрированы хотя бы в одной из социальных сетей. Несмотря на то, что, по официальным данным разработчиков сайтов, около половины всех пользователей составляют молодые люди старше 25 лет, неофициальная статистика говорит об обратном: почти 80 процентов активных пользователей – юноши и девушки от 12 до 24 лет. Психологи отмечают, что виртуальная реальность потихоньку стала заменять многие привычные для подростков вещи. Поэтому игнорировать факт влияния социальных сетей на воспитание и развитие детей значит закрывать глаза на очевидные явления.
Ученые, изучающие феномен социальных сетей, отмечают, что зависимость от посещаемых сайтов «В контакте» и «Одноклассники» намного больше, нежели от компьютерных игр. По результатам исследований, минимальное время, которые тратит пользователь социальной сети на онлайн-пребывание, равняется трем часам. Чтобы проверить правдивость данного утверждения, мы решили провести собственный эксперимент.
Специально по нашей просьбе в одной из школ горрода был проведен социологический опрос учащихся старших классов на предмет их активности пользования социальными сетями. Всем респондентам было задано три вопроса: зарегистрированы ли они в социальных сетях, как много времени там проводят и не мешает ли это учебной деятельности. Результаты оказались весьма прогнозируемыми: около 98 процентов опрошенных старшеклассников зарегистрированы хотя бы в одной из социальных сетей. Более 25 процентов в социалках проводят все свое свободное время (около восьми часов), и лишь семь процентов опрошенных сидят там менее одного часа в день. Все респонденты однозначно ответили, что на их учебную успеваемость социальные сети негативного эффекта не оказывают.
Заместитель директора по воспитательной работе одной из школ города Вера Архипенко, проводившая данный соцопрос, говорит, что полученные результаты ее весьма удивили: «Я знаю, что многие наши ученики, проснувшись, первым делом бегут к компьютеру и запускают свою страничку. Еще совсем сонные, они просматривают новости друзей: сменившиеся статусы, фотографии, приглашения и т. д. В итоге, заглянув «всего на минуточку», они могут просидеть в Интернете несколько часов. Подобная увлеченность естественным образом сказывается на учебной успеваемости – какие оценки могут получить невыспавшиеся, уставшие и голодные школьники? В целом я не против подобных сервисов. Просто важно их использовать в меру и по назначению», – считает учитель с двадцатипятилетним стажем работы.
Но у детей совершенно противоположенный взгляд. Молодые люди и девушки утверждают, что социальные сети ни коем образом не мешают им в учебе. Студент четвертого курса факультета журналистики одного из вузов Александр Гутенев говорит, что заходит на эти сайты, в основном чтобы пообщаться с друзьями, посмотреть новости из их жизни: «Такой способ общения гораздо проще и экономичнее, чем переписка по SMS, особенно с теми людьми, которые находятся не в твоем городе или области. Как студенту мне здесь удается оперативно связываться с одногруппниками и задавать им в режиме онлайн вопросы, типа будет ли завтра самостоятельная или какую книгу нужно прочитать на следующую пару. «В контакте» у нашей студенческой группы создана своя страничка, куда выкладываются все задания и расписания. Это очень удобно. Кроме того, эту социальную сеть люблю использовать для скачивания аудио- и видеозаписей. Нравится играть в различные приложения, то есть во встроенные в структуру сайта мини-игры. Только на свою страничку я установил их 37 штук».
А старшеклассница Ольга Семенова социальными сетями пользуется для интересного времяпрепровождения и реальной экономии денежных средств: «"В контакте" у меня 387 друзей. Поэтому, когда выдается свободная минутка, я обязательно зайду и проверю, не написал ли мне кто-нибудь сообщение. Но еще социалки полезны тем, что в них есть масса дополнительных возможностей для развлечений, шопинга и обучения. Например, «В контакте» созданы группы, в которых можно приобрести по низким ценам разные товары».
Совершенно очевидно, что практически все современные мальчики и девочки, молодые люди и девушки увлечены социальными сетями. Но давайте попробуем понять, что именно привлекает подростков в этих интернет-ресурсах и почему онлайн-общение практически вытеснило реальное? Разобраться с этим нам помог детский психолог Елена Сыркина: «Дошкольников и детей младшего школьного возраста в социальных сетях в первую очередь привлекает качественная графика и насыщенное художественное исполнение. На своей страничке ребенок может встретиться со знакомыми героями мультфильмов или киногероями. Многие игры, которые предлагают социальные сети, построены на сюжетах любимых мультфильмов. Многочисленные детские социальные сети предлагают разнообразные занимательные передачи, виртуальные путешествия, развивающие игры.
Подростков же в социальных сетях привлекает анонимность, безопасность. Старшие школьники и студенты могут представлять себя в социальных сетях под определенным ником. Придумывая себе виртуальное имя, желаемый образ, пол и физические данные, молодые люди и девушки представляют себя в желаемом идеальном образе. Социальные сети предлагают массу возможностей для легкого установления знакомств и такого же легкого общения, что позволяет подросткам экспериментировать с различными моделями поведения.
Однако при многих положительных моментах необходимо учитывать и негативные стороны социальных сетей. Елена Георгиевна считает, что технологии социальных сетей трансформируют поведение ребенка: «Поскольку процесс общения происходит на расстоянии, межличностные контакты значительно обедняются. Это приводит к снижению и недоразвитию навыков общения, умения детей понимать и читать невербальные признаки общения, детям сложнее определять эмоциональное состояние собеседника при живом общении и поэтому труднее выбрать правильную линию поведения. Фрагментарный характер общения в социальных сетях, легкость прерывания неугодных контактов не дает возможности ребенку научиться решать сложные конфликтные ситуации общения. Помимо этого у активных пользователей социальными сетями страдает языковая грамотность, закрепляющаяся в речевые стереотипы. Но, пожалуй, самое страшное – это то, что в погоне за яркой и привлекательной виртуальной жизнью подросток может захотеть «оживить» свою реальную жизнь. Отсюда асоциальное поведение, экстрим и... попытки самоубийства», – констатирует психолог.
На фоне бума социальных сетей в медицинских кругах все чаще стали вестись разговоры о реальной угрозе здоровью молодого поколения. Частный психотерапевт Валерий Пирогов считает, что чрезмерное увлечение сайтами «В контакте», «Одноклассники» может привести к развитию невротического расстройства у детей: «На мой взгляд, общение в формате подобных ресурсов с трудом может претендовать на статус полноценного и эффективного, это скорее квазиобщение (мнимое, воображаемое, кажущееся). Виртуальное сообщество предоставляет по большому счету суррогат коммуникаций, что в действительности психикой воспринимается как бы «понарошку». Хотя этого вполне хватает для небольшого самоутверждения.
Хватаясь за интернет-ресурс и погружаясь в виртуальную реальность, молодые люди и девушки просто забывают про проблемы окружающей их действительности. Постепенно они отучаются чувствовать и переживать. Столкнувшись с настоящими трудностями, дети уходят от проблем в мир виртуального сообщества. Следствием такого погружения является депрессия, нарушение сна, тревога, раздражительность, потеря аппетита и даже сексуальные расстройства. Крайней же реакцией организма может явиться снижение умственной и физической работоспособности».
Хотя социальные сети внедрились в нашу жизнь уже достаточно давно, в практике Валерия Викторовича случаев, когда пациента приходилось спасать от интернет-зависимости, пока не было: «Мне все больше попадаются пациенты, которые получают от общения в социальных сетях удовольствие. И это вполне естественно. Пока присутствует объект зависимости, проблема может долгое время не осознаваться. О «В контакте» и «Одноклассниках» я постоянно слышу от своих детей, коллег по работе, пациентов. Обращает на себя внимание характерный сленг, описывающий степень влияния сети на разум. Вот у меня постоянно спрашивают: «А ты разве еще не подсел на "Одноклассников"?» Сама постановка вопроса явно намекает на зависимое поведение. В связи с этим мне кажется, что «больных» людей, и уж тем более детей, у нас предостаточно. К примеру, если на несколько дней в городе исчезнет Интернет, тогда мы воочию сможем увидеть, как много мальчиков и девочек будут испытывать по этому поводу сильный дискомфорт».
Поскольку вероятность подсесть на интернет-наркотик у подростков достаточно велика, родителям необходимо уловить момент, когда простое увлечение может перерасти в болезненное состояние. Итак, с какими детьми и почему может произойти подобная ситуация?
Зависимость от онлайн-общения может возникнуть у детей, у которых существуют реальные проблемы со сверстниками или родителями. Чтобы не замыкаться в собственном мире, подросток идет туда, где его слушают и понимают. Он как бы убегает от реальных проблем, при этом чувствуя себя раскованным и раскрепощенным.
Также жертвами навязчивой привязанности к социальным сетям могут стать застенчивые и робкие подростки, у которых не сформированы навыки общения и разрешения конфликтных ситуаций.
В группе риска находятся дети, у которых не удовлетворяется потребность в признании и принятии. Для полноценного развития подростку необходимо получать многообразные стимулы из окружающего его мира. Самыми значимыми являются стимулы, получаемые от других людей. Поэтому, когда совершенно незнакомые люди вдруг неожиданно проявляют интерес к персональной веб-страничке ребенка, у подростка повышается самооценка, он чувствует себя уверенным и нужным.
И последнее. На интернет-наркотик могут подсесть подростки с инфантильным мышлением. Эти дети постоянно тянутся за впечатлениями и развлечениями, коих в социальных сетях великое множество.
Когда же родителям нужно бить тревогу? Признаки зависимости:
ребенок более семи часов сидит в сети;
появляется замкнутость, падает социальная активность, ребенок перестает гулять, встречаться с реальными друзьями;
нарастает конфликтность со сверстниками и учителями;
появляются нарушения сна, аппетита;
если попытаться запретить ребенку посещать социальные сети, он начинает вести себя агрессивно.
Что делать?
Родителям очень важно обратить внимание на то, какие именно потребности ребенка удовлетворяют сети (общение, познание, успех, признание и т. д.). Подросток, так же как и младший школьник, нуждается в поддержке и помощи родителей. С каждым новым днем ребенок нарабатывает различный социальный опыт, совершает ошибки, сомневается в принятии решения. Поэтому очень важно не потерять контакт с ним, развивать его на основе партнерских отношений. Конечно, лучше заниматься профилактикой негативных последствий зависимости, чем лечить их. Но в случае утраты отношений и контакта с ребенком, погруженности его только в социальные сети важно обратиться за помощью специалистов.