Археологи «ОКН-проекта» исследовали курганный могильник «Черкасов III» в Аксайском районе. В одном из курганов начала II тысячелетия до нашей эры ученые обнаружили два лежавших в обнимку тела — предположительно, похороненных вместе супругов.
Курган относится к донецкой катакомбной культуре. Погребение, где были найдены супруги и еще один взрослый, считается наиболее ранним из обнаруженных. Двое лежали на плотном войлоке подстилки в центре обширной камеры — на правом боку, с подогнутыми ногами. У затылка одного из тел были обнаружены две тонкие полированные костяные трубочки — следы от заколки для волос.
— Так мы узнали, что это, скорее всего, была женщина. Она лежала, тесно прижавшись к спине второго умершего, заметно превосходившего ее в росте и массивности телосложения. Нетрудно предположить, что на пути в загробный мир эта женщина искала защиты и опоры у самого близкого человека — своего мужа, похороненного вместе с ней, — сообщается в инстаграме областного Комитета по охране объектов культурного наследия.
Погребение третьего взрослого осталось для исследователей загадкой. Череп и разделенные кости его скелета были сложены под одной из боковых стенок катакомбы. Ученые считают, что это предок одного из супругов, могилу которого использовали для погребения других членов семьи.
Всего отрядом исследовано восемь курганов древнего могильника. Все они расположены в 13 километрах и северо-восточнее Вознесенского войскового кафедрального собора Новочеркасска. Рядом нашли еще пять более поздних курганов с круглыми входными колодцами, которые археологи выделяют в ингульскую катакомбную культуру середины II тысячелетия до нашей эры.
— Здесь был похоронен ребенок. Заботливые соплеменники снабдили малыша в последнюю дорогу напутственной пищей в лепном горшочке и положили рядом любимые игрушки — двадцать одну баранью косточку-астрагал, или гайдан, как их называли в детских играх вплоть до совсем недавней поры, — добавили в комитете ОКН.
В начале декабря в Ростове нашли бутылку с письмом 120-летней давности, газетой и сигаретами. Послание написал ростовский мещанин Иван Смарков.