Хрустальные стопки в виде сапожков, старый телевизор «Славутич-203», швейная машинка «Зингер», стиральная доска — всё то, что было у миллионов советских граждан, украшает домик на улице Чехова. Это частный музей Советского Союза. Его владельцы — семейная пара таганрожцев Дмитрий и Светлана — рассказали 161.RU, как собирали экспонаты по всей стране.
Открываем входную дверь и сразу же оказываемся в прошлом. Перед нами прихожая, как она могла бы выглядеть лет 40 назад в обычной квартире советского гражданина. Слева — верхняя одежда, шапки, обувь, справа — спортивный инвентарь, роликовые коньки, ракетки для тенниса и бадминтона. Всё можно трогать, примерять и надевать.
Прямо по коридору — кухня, справа — двери, ведущие в просторную гостиную и спальню. В коридоре — стойка администратора и сувениры на продажу. Среди них множество коробочек с индийским чаем «со слоном» — одним из символов эпохи. Любой гость музея может его купить. Он того же качества, что и раньше, но выпускается сейчас под брендом «Тот самый».
В углу стоит дисковый телефон. По словам владельца, детям очень интересно, как им пользоваться, но они не понимают и начинают давить пальцем на цифры.
— Идут гости всех возрастов, — продолжает Дмитрий. — И подростки, и детей ведут родители: хотят показать, как мы раньше жили. Были случаи, когда пара человек даже плакали. Ностальгия. Какую-то вещь увидели, когда мама, бабушка были живы. Пара иностранцев уже была, хотя сейчас самый-самый не сезон. Немец, бельгиец с переводчиками приходили — они, если простым языком выразиться, в шоке были. Говорят, мы по миру много чего видели, но такое — нет. А что здесь такого? Всё обычное, но именно это, получается, людей и цепляет.
Домик-музей открыли сейчас, чтобы подготовиться к сезону, учесть минусы, плюсы.
Все предметы внутри, по словам владельца, из 60–90-х годов. Парфюм, посуда, техника, даже занавески с карнизами — всё было сделано в СССР и собрано владельцами музея. Дмитрий говорит, что в стране нет музеев СССР такого формата.
— Собирали везде: и в Таганроге, и в Ростове, и по стране. Ковровая дорожка в коридоре — это самая первая вещь, которую мы приобрели. Нам отрезали кусок из кремлевских запасов, из Москвы. Вышло пять-шесть метров примерно.
Самая частая фраза, которую произносят гости: «У меня это было!» А вторая — «Я только недавно это выкинул».
— А мы и хотели, когда открывались, чтобы гости заходили и говорили друг другу: «А помнишь?» — смеется Дмитрий.
В гостиной на фоне традиционного настенного ковра стоит телевизор «Славутич-203». Ему 50 лет, но он в рабочем состоянии. Рядом — деревянный стульчик для кормления и прародитель современных тренажеров — беговая дорожка.
— Она из Саратова пришла, — объяснил Дмитрий. — Молодежь спрашивает, что это. Понятно, что у единиц такое было. Наверное, больше в лечебных учреждениях...
В комнате мы видим трюмо, вентилятор, аккордеон, буфет с хрустальными «сапожками» для алкоголя. Посередине гостиной стоит стол с самоваром, чашки в горох и бублики с конфетами. Это для гостей — именно так в музее называют посетителей.
— Мы так поставили — сотрудники приходят и чувствуют себя как дома. А посетители — это гости, сотрудники должны их принимать. Провожаем до самой двери. Многие в шоке, не понимают, почему так. Но мы хотим показать не только предметы быта, но и показать то отношение, когда было просто и душевно, — говорит владелец домика-музея.
Пока мы разговаривали, в музей пришла женщина, остановилась в прихожей, осмотрелась. Говорит: «Сейчас, вспомню молодость тут…»
А мы отправились рассматривать спальню. Железная кровать, под ней — ночной горшок, над ней — ковер (а вы в детстве водили пальцем по рисунку перед сном?). На столе — ножная швейная машинка «Зингер». Рабочая. На всю стену — карта СССР. На полках лежат новые старые вещи с ценниками тех лет — рубль-два за штуку. Например, колготки, размер 25, цена — 1 руб. 65 коп. Рядом висят халаты, их можно примерить, как и другие вещи.
В кухне стоит целый гарнитур с раковиной. Он, можно сказать, один из самых молодых экспонатов музея — его сделали примерно в начале 90-х годов. Напротив примостилась советская стиральная машинка с вертикальной загрузкой, над ней висит железная доска для стирки.
А на стене — плакат с надписью «Заставляй себя есть черную икру!».