Роман чешского писателя Франца Кафки «Процесс» в постановке студентов ростовского филиала ВГИКа превратился в смесь из пережитого читательского опыта и тяжелой биографии автора. Корреспондент 161.RU Ульяна Нарыжная побывала на премьере, как называет его режиссер Игорь Прокопенко, «эскиза спектакля».
— Это надо смотреть отвлеченно, — объясняет Прокопенко. — Как аттракцион. Как живую выставку. Мы показывали яркую образность и абсурдность всего происходящего.
Зрители собираются у белой двери. Это вход в актерскую мастерскую — кабинет «Театра два стула». Дверь открывается, толпа движется по узкому коридору, освещенному малиновыми фонарями. На стенах — портреты Кафки, по бокам — вешалки с костюмами. Зрители садятся.
— На одном стуле — зритель, и на другом стуле играем мы, — объясняет режиссер.
Действо начинается. За белым экраном, сшитым из простыней, возникает тень главного героя — самого Кафки. Посреди сцены — три стула. Пол засыпан бумагой.
— Бумага — писательская деятельность Кафки, монотонность его жизни, — продолжает режиссер. — Он работал с документами — скучная, на самом деле, работа. Сценография спектакля — как развернутая тетрадь. Персонажи все в черном. Они как кляксы передвигаются по белому полу.
Первыми появляются три прорицательницы. На лицах скорбные маски — они предвидят сложную судьбу Кафки, его тяжелые взаимоотношения с родным отцом и преследующее чувство одиночества.
С шумом врывается на сцену Макс Брод — друг и душеприказчик Кафки. По словам режиссера, в постановке герои получились практически двойниками. Брод читает письма писателя.
Повествование идет с конца — от похорон героя К. до его рождения. Кафка «рождается» в середине из огромного почтового ящика, закиданного яблоками — как жук из повести «Превращение».
Биографические отсылки переплетаются с образами из произведений. Представление складывается из маленьких этюдов. В один момент зрители становятся участниками спектакля. Сворачивают отрывки «Письма к отцу», в котором Кафка описал всю свою боль из-за жестокого отношения в детстве, и кидают на сцену.
— Изначально была такая идея, — рассказывает Прокопенко. — Я сидел дома, читал «Процесс». И понял: вот же оно! Кафка описал тот процесс, который идет над нами. Над каждым человеком, в частности. Этот мировой процесс — божественный суд. Каждая секунда протекает в процессе! Я решил поставить спектакль, чтобы каждый человек задумался: какой процесс идет над ним каждую секунду.
Режиссер и основная актерская труппа — Марина Афанасьева и Даниил Подгорный — оканчивают вуз этим летом. Четыре года студенты учились у мастеров Фокина и Ханжарова. Вернуться в кабинет, где дни и ночи напролет репетировали и ставили собственные эксперименты, они уже не смогут.
— Скорее всего, мы будем развиваться уже в Москве, — делится планами молодой режиссер. — Ищем пространство, где можно реализоваться. У нас уже есть идеи, куда податься.
«Театр два стула» родился в студенческом общежитии, когда Игорю, Марине и Даниилу пришла в голову идея поставить Гамлета за одну ночь. Получился спектакль в такой же нетрадиционной трактовке, как и другие работы труппы. Актеры читали рэп, перекидывались цитатами из других произведений.
«Эскиз спектакля» по Кафке тоже весь состоит из неожиданных вставок: провидицы зажигали спички о каблуки и раскуривали настоящие сигареты, Макс Брод читал рэп, пока провидицы разыгрывали эротический этюд, а в конце сцену и вовсе завесили оградительной лентой.
— Почему многие не понимают современного искусства? — рассуждает режиссер. — Именно старшее поколение. Они приходят и недоуменно смотрят на всё. Я думал, почему это происходит. И на показе понял — это же природа мема! Мы знаем эти мемы. У Кафки, на самом деле, много шуток — отсылок. Яблоки, тараканы — как интернетные мемы. Этот код нужно считывать. Расслабиться, смотреть, и наслаждаться своими образными впечатлениями!
Проект трех студентов из ВГИКа существует и в интернете. Команда называет его «Первым Инстаграм театром» и выкладывает короткометражки, этюды и пост-ироничные драмы. Такие же многоуровневые произведения, где важно понимать контекст и отсылки.