Криминал Дело Сидорова и Мордасова расследование «Это была провокация»: юноши, поддержавшие ростовских погорельцев, рискуют оказаться за решеткой

«Это была провокация»: юноши, поддержавшие ростовских погорельцев, рискуют оказаться за решеткой

История Сидорова, Мордасова и Шашмина, которых за мирный митинг обвиняют в попытке переворота

Ян и Влад не успели достать плакаты, когда к ним подошли полицейские
Источник:

5 ноября 2017 года. На мирный митинг перед зданием правительства Ростовской области вышли два человека. Это студент колледжа филиала РАНХиГС 18-летний Ян Сидоров и литейщик из Батайска 21-летний Влад Мордасов. Однако акция протеста так и не состоялась. Как только юноши достали плакаты и листовки, их задержали. Примерно в это же время на проспекте Соколова скрутили 18-летнего Вячеслава Шашмина. Теперь всех троих обвиняют в том, что они готовили революцию.

Следствие уже завершилось. 29 мая в Ростовском областном суде прошло предварительное заседание. Родные, адвокаты и общественники уверены, что вся ситуация стала результатом провокации. Рассказываем подробно эту историю.

На площади


― Когда появились полицейские, мой сын достал Конституцию РФ и зачитал статью про право на мирные собрания и митинги. Полиция попросила предъявить паспорта, а когда ребята это сделали, им заявили, что документы недействительны, — рассказала мама Яна Сидорова Надежда.

По ее словам, к ее сыну и к Владу подошли восемь человек. Некоторые из них были в форме, а часть — в штатском. Митингующих повели к легковушке без опознавательных знаков, но молодые люди отказались в нее садиться. Только после этого подъехала патрульная машина и увезла юношей в отделение.

В тот же день рядом с площадью Советов задержали еще 13 человек: это были не только участники акции, но и простые прохожие. Например, на проспекте Соколова задержали ростовчанина Вячеслава Шашмина — сначала за «нецензурную брань и оказание сопротивления сотрудникам полиции». Теперь ему вменяют подготовку к участию в массовых беспорядках «по предварительному сговору», хотя с Сидоровым и Мордасовым, по словам ребят и самого Шашмина, они даже не были знакомы.

Сейчас Сидоров и Мордасов находятся в СИЗО, а Шашмин — под подпиской о невыезде. Яна и Влада обвиняют в покушении на организацию и участие в массовых беспорядках, а Вячеслава — только в попытке участия.

С чего всё началось


Проблемы возникли из-за открытого чата в Telegram «Революция 5/11/17». В конце октября 2017 года его создал Влад Мордасов. Ян Сидоров стал администратором, а Вячеслав Шашмин был одним из участников. В чате обсуждалась будущая акция протеста.

1 ноября здесь появляются несколько человек, которые провоцируют других на агрессию, предлагают устроить погромы и захватить здание правительства. Но модераторы чата настаивают, что планируется именно мирный, хоть и несогласованный митинг. На предложение одного из участников чата устроить «силовую акцию» Ян Сидоров ответил:

― Из думающего гражданина ты превратишься в бандита, которого в случае неповиновения можно застрелить. Даже Мальцев говорил, что силовая акция будет, только если власть применит силу.

Вячеслав Мальцев — бывший депутат Саратовской облдумы, автор блога «Артподготовка» (запрещенная на территории РФ организация. — Прим. ред.). В своем блоге он призывал к революции и анонсировал ее начало на 5 ноября 2017 года. В этот день люди в разных российских городах выходили с протестными акциями. В итоге, по данным «ОВД-инфо», к концу дня по всей стране задержали 448 человек.

Бывший депутат Саратовской облдумы Вячеслав Мальцев в 2017 году призывал к революции
Источник:

В Ростове на площадь вышли только Ян и Влад. По словам матери Яна, акция ребят была направлена больше на поддержку ростовских погорельцев. С собой они взяли плакаты с требованиями «Верните землю ростовским погорельцам» и «Правительство в отставку».

На данный момент доступ к чату закрыт — его удалил Влад Мордасов. К слову, других его участников, даже тех, кто непосредственно призывал к погромам и насилию, к уголовной ответственности не привлекли.

― Уголовное дело по другим соучастникам выделено в отдельное производство. Его приостановили, потому что лица не установлены, — заявил следователь.

Из административки в уголовное


На следующий день после того, как молодых людей задержали, Кировский районный суд признал их виновными в проведении несогласованного митинга. За это административное правонарушение Сидоров и Мордасов получили по семь суток ареста.

Наказание они отбыли. Но тут в дело вмешался прокурор Ростовской области Андрей Сысоенков. Он потребовал отменить производство по делу об административном нарушении. Это произошло тогда, когда арест уже завершился.

Ребята успели отбыть административное наказание, когда против них завели уголовное дело
Источник:

Причина для возбуждения уголовного дела была следующая. По словам Надежды Сидоровой, некий мужчина якобы незадолго до митинга анонимно предупредил полицейских о массовых беспорядках.

― Очень грамотный аноним. В своем письме он четко переписал текст статьи № 212 УК РФ. К слову, адреса, по которому живет этот человек, не существует — указанный дом никогда не сдавался в эксплуатацию. Запрос в паспортный стол следователи делать не стали. По сути, это анонимка, но по анонимке уголовные дела нельзя возбуждать. А в нашем случае возбудили, — рассказала Сидорова.

Экспертное мнение


По словам Анатолия Папыкина, адвоката Яна Сидорова, на основе чата были сделаны четыре экспертизы, но ни одна из них не подтвердила намерение ребят устроить массовые беспорядки. По словам Надежды Сидоровой, авторы психолингвистической экспертизы по заказу следкома просьбу Яна и Влада не брать с собой оружие расценили как призыв к насилию. По словам женщины, именно эту экспертизу следствие использует в качестве одного из основных доказательств. Другие доказательства — чеки из магазинов на «орудия, использованные в ходе акции». Эти орудия — краски, ватман и мегафон.

Эксперт-лингвист, кандидат филологических наук Елена Маслакова уверена, что обвинение ребятам можно было бы вменить, «если бы они заявили о мирном митинге, а пришли с гранатой».

― Знаете, два молодых человека с плакатом «Верните землю ростовским погорельцам» — это даже отдаленно не напоминает революцию. В telegram-канале есть экстремистская информация. Но чат не единый текст: у каждого сообщения своя коммуникативная цель. Это значит, что у других участников чата цели могли отличаться от целей Влада, Яна и Вячеслава, — считает эксперт.

Эксперт-лингвист Елена Маслакова уверена, что готовившаяся акция даже отдаленно не напоминала революцию
Источник:

Маслакова говорит, что слово «революция» в названии чата употреблялось не в прямом значении.

— Оно скорее значило «мы что-то будем менять». Второй вариант: ростовский чат просто назвали по аналогии с московским — второй был создан раньше. Это не значит, что речь шла о реальной революции. Кроме того, модераторы высказывались против насилия. Сидоров не только опровергает предложение использовать силовые методы но и говорит, что противодействовать полиции неразумно, — утверждает лингвист.

Елена считает: то, в чем обвиняют Шашмина, не может считаться преступлением в соответствии с уголовной статьей 14 УК РФ «Понятие преступления». В ней говорится: «Не является преступлением действие/бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности».

― Слава собирался участвовать в акции, но в последний момент передумал. Как он всё это описывал: «Я никогда не был на митингах, пришел из любопытства, увидел полицейских и решил не ходить». То есть умысел у Шашмина пропал ещё до того, как его задержали. Да и задержали, судя по документам, за административное нарушение, — рассказала Маслакова.

Сотрудники «Эстапо»


― Защита делала несколько экспертиз. Из парней буквально выжимали нужные слова. Есть видеозапись допроса Вячеслава. На кадрах он говорит: «Более ничего добавить не хочу». Запись прерывается, а затем возобновляется на моменте, Шашмин произносит: «Мы хотели устроить массовые беспорядки», — рассказала Надежда Сидорова.

По ее словам, с протоколами проверки показаний тоже непорядок. Женщина уверяет, что по закону проверка и протокол проводятся и составляются в один день на месте. Подписываются они сразу всеми участниками и потом резюмируются. Сидорову, Мордасову и Шашмину эти протоколы в день задержания подписать не дали. Бумаги до сих пор не подписаны.

― Эта бумага не имеет силы, но фигурирует в деле как важнейшее доказательство, — добавила Сидорова.

По словам адвоката Анатолия Папыкина, всех троих фигурантов дела пытали:

― К Сидорову изначально был приглашен адвокат по соглашению. Но его не пустили. Вызвали карманного по назначению. Такие беспрекословно выполняют указания следователя. За это следователь привлекает их к делам, создает им работу и гонорары. Всем троим сказали: признавайте вину, иначе мы вас закроем. Кроме этого, их пытали. Сидоров говорит, что его и душили, и били, и угрожали. В итоге Мордасов и Шашмин дали признательные показания. Сидоров же подписал только протокол со своих слов, где говорит, что преступных намерений у них не было.

Ян Сидоров до сих пор утверждает, что это был мирный митинг.

― Если бы он признался, все бы уже сидели — дело без расследования передали бы в суд. Они уперлись в моего ребенка. Он говорил, что первые пять дней после задержания его избивали. Те, кто это делал, называли себя сотрудниками «Эстапо» и обещали познакомить с нацистскими приемами. Я как-то спросила у Яна, было ли моральное давление. Он ответил: «Если считать давлением вытирание ботинка о мое лицо, то было», — поделилась Надежда.

В возбуждении уголовных дел по факту пыток фигурантам дела отказали.

Под стражей


Сидоров и Мордасов находятся в СИЗО уже почти два года
Источник:

Ян и Влад находятся в СИЗО с 12 ноября 2017 года. Им постоянно продлевают срок нахождения под стражей.

― Не ясно, почему ребят вообще арестовали. Мы получили протокол заседания, в котором четыре процессуальных документа. При этом даже причастность к преступлению не доказана, — говорит Надежда.

А защитник Яна Анатолий Папыкин не может понять, на каком основании Сидорова и Мордасова держат в СИЗО уже почти два года. Преступление, в котором их обвиняют, относится к особо тяжким — по таким делам содержание в СИЗО может продолжаться дольше 12 месяцев только в исключительных случаях. Следователь объяснил срок ареста «сложностью дела и большим числом задействованных экспертов».

― Я не увидел доказательств исключительности случая. Исключительным дело было бы, если бы включало не 26, а 260 или больше тысячи томов. Такие дела бывают, и на ознакомление с ними уходят годы, — рассказал Папыкин.

«Это была провокация»


Адвокат Яна Сидорова уверен, что агрессивные сообщения в чате были провокацией со стороны сотрудников правоохранительных органов:

― Они делали это специально. Нужны были «палки» — показатели. Это серьезное дело. Подобные происходят 1–2 раза в год в России. Если ловят подобных преступников, то люди сразу «генералами» становятся.

Дело Сидорова, Мордасова и Шашмина не единственное в своем роде в России. В стране в последние годы произошло несколько громких аналогичных случаев. Самое известное — дело «Нового величия» в Москве.

Несколько юношей и девушек, следивших за деятельностью «Артподготовки» (запрещенная на территории РФ организация. — Прим. ред.), после несостоявшейся «революции» Мальцева создают собственный чат в Telegram, где общаются на разные темы. Однако некий Руслан Д., который фигурирует в материалах как Александр Константинов, начинает сводить все разговоры в чате к политике. Позже он подыскал и оплатил аренду помещения, где ребята стали собираться, и предложил создать устав организации «Новое величие». В марте 2018 года ее участников задержали, а организацию объявили экстремистской. Под подозрением оказались все, кроме Константинова, который считается свидетелем. Родные задержанных, адвокаты и представители общественности уверены, что Руслан Д. — сотрудник правоохранительных служб, а его инициатива по созданию организации и ее финансирование — провокация.

Всего задержали десять человек, среди которых были две девушки: Мария Дубовик и Анна Павленкова. Последней на тот момент было 17 лет. По информации «ОВД-инфо», девушке угрожали насилием, а в изоляторе ее оставили без еды и воды на 22 часа. Позже у Павленковой начались проблемы со здоровьем.

Поначалу шестерым задержанным в качестве меры пресечения избрали содержание в СИЗО, а четверым — под домашним арестом. Позже после давления общественности и правозащитников тем, кого арестовали, смягчили меру до домашнего ареста.

Узники совести


В ноябре 2018 года российский правозащитный центр «Мемориал»* признал Яна Сидорова, Владислава Мордасова и Вячеслава Шашмина политзаключенными. А узниками совести их признала международная правозащитная организация Amnesty International. На ее официальном сайте 8 ноября появилось заявление о необоснованном уголовном преследовании за мирный протест.

― Уголовное преследование Владислава Мордасова, Яна Сидорова и Вячеслава Шашмина — нарушение международных стандартов в области прав человека и Конституции РФ, в том числе в части прав трёх молодых людей на свободу мирных собраний и свободу выражения мнений, свободу не подвергаться пыткам, права на свободу и личную неприкосновенность, а также права на справедливое судебное разбирательство, — говорится в документе.

В защиту ребят выступили те, кто лишился жилья в пожаре на Театральной площади в августе 2017 года
Источник:

19 марта 2019 года в защиту ребят выступили люди, которые потеряли свои дома в 2017 году в пожаре в районе Театральной площади. Они обратились к СМИ с просьбой обратить внимание на уголовное дело против Сидорова, Мордасова и Шашмина.

― Ребята намеревались мирно поддержать нас как обманутых правительством Ростовской области и привлечь внимание к нашей проблеме. В их действиях отсутствовал призыв к насилию, погромам и мятежам. Мы просим обратить внимание на беззаконие правоохранительных органов и разобраться в этой абсурдной ситуации, — говорится в обращении погорельцев.

Под этими словами подписались 64 человека.

* признан иноагентом

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
64
ТОП 5
Мнение
«Дано» и решение. Рассуждаем о том, как женщины в колясках рожают и воспитывают детей
Ирина Бабичева
Специальный корреспондент 161.RU
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Блогер объясняет, какие подарки запрещено дарить женам и подругам
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Тупые никчемные мамаши»: как врачам сдерживать хамство, и что говорит по этому поводу медик, возмутившая всю страну
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления