В середине десятых в Ростовскую область попытался зайти московский застройщик «Геострой». Планы были наполеоновские, но ростовский подрядчик устроил столичным бизнесменам локальное Ватерлоо, исчезнув с 90 миллионами рублей. Корреспондент 161.RU Григорий Ермаков рассказывает историю бизнес-проекта, который принес убытки всем, кроме одной предприимчивой ростовской фирмы.
Еще немного денег, еще немного времени
В апреле 2016 года компания «Геострой» решила построить 12-этажный дом в городе Азове, пообещав передать 24 из 202 квартир детям-сиротам. Ранее столичная компания успела поработать в Новочеркасске, но с меньшим размахом: девятиэтажка и коттеджный поселок на 12 домиков — тоже для сирот. Проект на улице Московской в Азове был ключевым — по нему застройщик планировал оценить, стоит дальше инвестировать в строительство на Дону или нет.
«Геострой» — фирма, зарегистрированная в 2006 году в Ростове, корнями уходящая в Москву. С 2016 по 2023 год фирмой владел бывший председатель совета директоров в IT-компании «Рукард», которая в нулевые оказалась среди первопроходцев банковского процессинга, создавая программное обеспечение для переводов.
Дом планировали сдать в 2018 году. И, как утверждают представители «Геостроя», финансирование шло даже с опережением графика, но работы от него отставали. Заместитель директора компании Сергей Кунашов считает, что подрядчик пользовался тем, что инвестор далеко, поэтому стройка во многом шла только на бумаге.
Подрядчик высылал документы, согласно которым стройка шла по плану, и просил дать еще немного денег и времени. В 2020 году, когда стройка оказалась под угрозой срыва из-за истечения срока аренды на землю, Кунашов сам приехал в Азов.
— Дом на Московской был достроен только на 75%, — вспоминает Кунашов впечатления о поездке. — Мало того что не готов, так еще и с огромными нарушениями построен. Плитку пришлось вскрывать, она клалась без какой-либо подушки, трескалась. Вся сантехника текла, электрика просто не работала.
Дом удалось сдать лишь в сентябре 2021 года после смены подрядчика. Первый партнер инвестора исчез, так и не выполнив работы более чем на 90 миллионов.
— Мы перечислили первому подрядчику 304,9 миллиона рублей, — говорит замдиректора «Геостроя». — Это только то, что мы можем доказать чеком, по факту там были еще переводы наличкой — тоже в значительных суммах, якобы для закрытия «текущих нужд». Но, когда мы приехали на объект, изучили состояние дома, оказалось, что работ было сделано на 212,5 миллиона. Учитывая, в каком виде мы получили дом, возник вопрос: а что, собственно, стало с 90 миллионами? Начали интересоваться.
Параллельно с проектом московских инвесторов подрядчик «ЮжГеоКом» под руководством Антона Стороженко ввязался в еще одну стройку — дом на пересечении улиц Ленинградской и Кошевого всё в том же Азове.
Там всё закончилось еще печальнее.
Генподрядчик на все руки
Строительство жилого комплекса «Ленинградский» заказала компания «Южные строительные технологии» (ЮСТ). «ЮжГеоКом» выступил как подрядчик. При этом у проекта было важное отличие от того, которые продвигали москвичи, — ЮСТ использовали для строительства деньги дольщиков.
ЮСТ появились в 2009 году. Судя по данным сайта компании (доступна архивная копия), до строительства в Азове фирма якобы строила дома в Ростове. Среди них упоминаются здания, построенные в 2007 году и даже в 2005-м. То есть еще до основания фирмы.
С 2012 года директором ЮСТ был Игорь Александров, ставший в 2017-м еще и учредителем. До этого собственником значился Анварбек Адильбиев, также владевший предприятием по производству бетона, несколькими строительными и управляющими компаниями. Александров работал управленцем в строительных компаниях «СтройУниверсалДон» и «Новострой-Дон» — последней тоже владел Адильбиев.
ЮСТ позиционировали дом на углу Ленинградской и Кошевого как проект бизнес-класса на 86 квартир. Первых жильцов планировали принять в 2017 году, но сроки сдачи раз за разом срывались. Представители столичного «Геостроя» считают, что местный подрядчик «ЮжГеоКом» просто не мог работать на два фронта.
— Доходило до абсурда, — рассказывает руководитель службы безопасности «Геостроя» Константин Беляков. — «ЮжГеоКом» брал технику и материалы со строительства нашего дома и перевозил к «Ленинградскому». Всё для того, чтобы показать дольщикам и инспекторам, что строительство продолжается, а не заморожено. Когда им удавалось всех убедить, что всё в порядке, стройка идет, они перевозили всё обратно.
Беляков оговаривается: действия подрядчика можно было бы назвать анекдотичными, если бы не последствия. Вместо ЖК бизнес-класса в Азове появился недострой, стоивший дольщикам около 250 миллионов рублей, 63 человек не получили квартиры. В 2020 году подали иск к застройщику, а передать дом в федеральный «Фонд развития территорий» планировали в 2022 году.
Против руководителей ЮСТ — Александрова и Адильбиева — возбудили уголовное дело. Обоих осудили за мошенничество: Александрова приговорили к трем годам в колонии общего режима, а Адильбиев скрылся от правосудия.
Владелец фирмы-генподрядчика Стороженко к делу не привлекался.
Справедливость не для своих
— Дело ведь уже не столько в деньгах, — говорит замдиректора «Геостроя» Сергей Кунашов. — Понятно, что те деньги, что получил Стороженко, их уже никто никогда не увидит. Но как так получилось, что два его партнера оказались под следствием, а он избежал наказания?
Московская компания обратилась к ростовским силовикам еще в начале 2021 года. Сперва пошли в управление экономической безопасности ГУ МВД, затем материалы перенаправили в отдел МВД по Ленинскому району, потом обратно в УЭБ, потом снова в Ленинский район...
Дело до сих пор продолжает путешествовать по кабинетам донских полицейских, через несколько ростовских отделов, добравшись-таки до Азова. И всё безрезультатно.
Судя по документам, представленным редакции «Геостроем», материалы более 20 раз проходили регистрацию в книге учета сообщений о правонарушениях. Как утверждают в компании, на руках следователей пять томов материала проверки с данными строительной экспертизы, банковских выписок и свидетельских показаний. По мнению юристов «Геостроя», все факты указывают на мошеннические действия — например, по банковским выпискам видно, что деньги инвестора «ЮжГеоКом» тратил не на строительство, а на лизинг автомобилей премиум-класса, на закупку инвентаря для ростовской предпринимательницы, займы и строительство ЖК «Ленинградский».
— Когда поняли, что ничего другого не остается, пошли в прокуратуру, — рассказывает замдиректора «Геостроя». — По опыту работы мне казалось, что тогда-то сотрудники начнут какую-то работу делать. Пошли в ростовскую, потом в областную. Сейчас будем отправлять жалобу в генеральную.
Как следует из жалобы, в «Геострое» полагают, что сроки полицейской проверки затягиваются не только из-за безответственного отношения к работе. Полицейские утверждали, что прокуратура мешает возбуждать уголовное дело, а в прокуратуре, наоборот, говорят, что допущены «грубая волокита и попустительство» со стороны полиции. И во всём этом Кунашев и Беляков видят факт «продажи материала проверки» и коррупционной заинтересованности отдельных сотрудников не дать ход делу.
— Мы сами много лет проработали в правоохранительной «системе», но просто шокированы — такое отношение полиции, видим впервые, — говорит отставной сотрудник Кунашев и Беляков. Беляков соглашается — он тоже долгое время проработал в правоохранительных структурах.
Претензии у московского инвестора есть к сотрудникам полиции, работающим в Кировском, Ворошиловском, Ленинском, СУ МВД. Некоторые из этих подразделений как раз фигурируют в деле о преступном сообществе в донском главке МВД.