Ростовчане Анастасия Вейшторт и Сергей Пасичник продают овощи и зелень по подписке. Свой небольшой проект под названием «О, батат!» они открыли пять лет назад: выращивали органические овощи для себя и подумали, что на органику может быть спрос. Молодые люди были далеки от сельского хозяйства, но огород стал делом их жизни. Так всё и началось.
Сейчас у ребят уже три участка по 25 соток и около 80 разных культур. Овощи помогли пережить Насте и Сереже пандемию — спрос на качественные продукты сохранился и во время эпидемии. А благодаря коронавирусу у фермеров появилась большая морозилка. Мы считаем важным поддержать предпринимателей именно сейчас, поэтому запустили проект «Маленький, но гордый бизнес», где мы рассказываем о мотивации, успехах и провалах владельцев небольших компаний. Настя и Сережа надеются на лучшее, но в любом случае не собираются прекращать. Рассказываем их историю.
Черные помидоры вкуснее
Анастасия Вейшторт и Сергей Пасичник перебрались под Гуково в хутор Верхняя Ковалевка около 8 лет назад. От родственников им остался дом с небольшим участком, и ребята решили поселиться в нем на лето. Потом остались и на зиму, а потом — насовсем. Оказалось, сельский образ жизни им подходит больше, чем городской.
— Мы очень внимательно относимся к нашему питанию. Когда стали углубляться в эту тему, поняли, что в продуктах, которые мы едим, очень много всего того, чего мы потреблять не хотим. И хотя мы вообще никакого отношения не имели к сельскому хозяйству, в какой-то момент решили попробовать выращивать овощи для себя, — рассказывает Настя.
Молодые люди стали экспериментировать: сажать разные сорта и виды овощей, многие из которых не выращивают в Ростовской области.
— Я жил в Ростове рядом с Центральным рынком и часто туда ходил. Я думал, у меня большой выбор продуктов. Но всё оказалось не так. Многие овощи, которые я попробовал впервые, мы вырастили здесь: в нашем регионе их почти не встретишь в продаже. Например, кажется, что в Ростовской области люди едят много зелени, а по факту знают только укроп и петрушку. Мы же только салатов выращиваем несколько видов: «Ромэн», «Айсберг», «Саланова». Из капустных у нас есть кольраби, брокколи, несколько видов кейла, — рассказывает Сережа.
— У нас даже помидоры совсем другие, таких вы не найдете на рынке. Они вкуснее и ароматнее, чем обычные, и у них другой цвет. Спелые они могут быть зеленые, оранжевые, белые и даже черные, — добавляет Настя.
Как не надо делать
На первых порах не обошлось без ошибок. Ребята пробовали учиться в интернете — там обещали «легкие» технологии садоводства. После этого на растения набегали вредители и портили урожай. Однажды начинающие фермеры вырастили батат — так называемый сладкий картофель. Влюбились в этот овощ, который и дал название проекту. Оказалось, батат нравится не только Насте и Сереже, но и кроту, обитавшему на их участке, — под шумок животное утащило несколько коробок сладкого овоща.
— В интернете есть очень много информации, но по большей части она о том, как делать не надо. Однажды я посадила баклажаны, пришли насекомые и начали их портить. Я пошла в магазин, как все нормальные люди, и сказала: «Дайте мне препарат от насекомых». Пришла, обработала, потом почитала инструкцию — обычно люди делают в таком порядке. И думаю: «Как же так, написано, что срок ожидания 30 дней, а мне мои баклажаны хотелось бы завтра съесть». Начала читать, чем именно я всё обработала, и поняла, что такого в своих продуктах я видеть бы не хотела. Так мы пришли к органическому земледелию, — рассказывает Настя.
Сработало сарафанное радио
Органические овощи не обрабатывают химикатами и пестицидами на всех этапах — начиная с отбора семян и заканчивая транспортировкой. Органические удобрения и средства защиты значительно дороже химических, бороться с сорняками приходится вручную. Поэтому часто органические продукты дороже, чем обычные. И рынок принял Настю и Сережу не сразу.
— Когда мы получили первые урожаи, мы подумали: может, это еще кому-то интересно? Есть люди, которые думают о качестве продуктов, которые они едят. Но поначалу мы даже не могли объяснить, чем наши овощи отличаются от других. Мы говорили: «Ну вот, мы их сами выращиваем, без химии». Мы ехали в город по своим делам, заодно завозили наши овощи. Первое время выручки хватало только на бензин туда-обратно и на перекусы в городе, — вспоминает Настя.
Сначала ребята продавали овощи по знакомым. Пробовали сотрудничать с торговыми сетями, но это оказалось невыгодно: их товар предлагали выкупить по цене гораздо ниже себестоимости. Но затем получилось наладить доставку в некоторые ростовские магазины. Дальше сработало сарафанное радио.
Рабочий день с 4 утра
Сейчас экофермеры обеспечивают овощами и зеленью 100–120 семей за сезон. Он длится с марта по декабрь. Посадки начинаются с февраля. Летом ребята каждый день встают в 4 утра, чтобы успеть переделать все дела. Работают вдвоем, без помощников.
— До 11:00 доделываешь все дела, с 11:00 до 16:00 надо поспать, потому что потом — снова за работу, до полуночи. Я бы хотела ложиться раньше, но не получается. У меня есть план на день, а еще — список текущих дел, которые постоянно врываются в мой план. Например, я пошла повернуть кран в теплице и увидела, что там выросли лишние ростки, и их надо убрать. Или было холодно, а сегодня — +35, и в теплице уже под +50, и приходится решать вопрос перегрева. Или сломался насос. Каждый день происходит что-то новое, — говорит Настя.
Людям нужны овощи и в эпидемии
Когда стало понятно, что с крупными хозяйствами конкурировать не выйдет, экофермеры придумали систему абонементов.
— Это такой дружественный формат. Мы собираем людям наборы из того, что выращиваем, так, чтобы они были максимально разнообразны по сезону. Ассортимент выбираем сами. А они их берут в течение нескольких недель. Для них это такой сюрприз. Состав набора по абонементу анонсируется каждый вторник — так люди узнают, что к ним едет. Например, в один из последних наборов мы положили несколько видов салата, молодую морковь, редис, репу и два вида капусты — кейл и мангольд. Это и эксперимент — научиться есть разные овощи. Ну, мы людям, конечно, помогаем, рассказываем, какие есть рецепты, — смеется Настя.
Абонементы и помогли продержаться на плаву, когда началась пандемия. До поселка, где живут молодые люди, коронавирус не дошел, но эпидемия всё же повлияла на их бизнес.
— Начало пандемии совпало с началом нашего сезона. Было непонятно, чего ожидать. Вот ты сеешь салат и не знаешь, разрешат тебе его везти к покупателю или нет. Настя приходила и говорила: «Ну что же делать, сажать или нет?» Ведь это затраты минимум на семена. Плюс частично не работали рынки, а в начале сезона мы как раз закупаем инструменты, оборудование, — рассказывает Сережа.
— В итоге мы сели и обсудили, что будем делать, если всё насовсем закроют, и сколько влезет в наш подвал и морозилку — благодаря пандемии теперь она у нас есть. Но люди не перестали покупать овощи, всё равно ведь надо что-то кушать, — радуется Настя.
— Мы занимаемся этим, потому что для нас — это социальная ответственность. Есть бизнесы и полегче, и поприбыльнее. Но у нас есть такая мечта, или миссия, если хотите. Чтобы органика развивалась, ведь органика — значит не только, что вы поели это и не заболели, но и то, что не умерли рыбы, насекомые. Это невредительство ради жизни, — считают молодые люди.
Ограничения нанесли урон всей ростовской бизнес-среде — мы уже рассказывали о том, как выживают в коронакризис семейный книжный магазин и небольшая кофейня, открывшаяся в центре Ростова за неделю до самоизоляции, как идут дела у свободного пространства «Циферблат», и выяснили, как пандемия повлияла на рынок товаров для животных. Если у вас есть свое дело, поделитесь с нами, как вы его создавали и как переживаете нынешние трудные времена.