Доля отечественных комплектующих в технике «Ростсельмаш» достигает 80% и выше в зависимости от модели, а основным поставщиком для комбайновой линейки выступает Ярославский моторный завод. Об этом корреспонденту 161.RU сообщили в пресс-службе предприятия. Представители предприятия при этом не уточняют, из каких стран идет оставшаяся часть комплектующих.
В 2022 году совладелец «Ростсельмаша» и президент ассоциации производителей спецтехники и оборудования «Росспецмаш» Константин Бабкин оценивал эффект от первых пакетов санкций против российского машиностроения и экономики в интервью 161.RU так — «все сложно». Тогда, отвечая на вопрос, какие комплектующие перестали поставлять из-за санкций, он перечислял: двигатели, элементы гидравлики, пластиковые элементы корпуса, редукторы, коробки передач и даже краска.
Спустя два года мы спросили, как обстоят дела с комплектующими.
— В пуле поставщиков не осталось ни одного производителя из недружественных стран, — говорится теперь в ответе «Ростсельмаша» на редакционный запрос 161.RU. — Для трактора серии 2000 сейчас используют двигатели китайской марки Weichai. Продолжаются испытания тракторов с российским двигателем производства КАМАЗ.
О почти полном переходе на отечественные комплектующие на комбайновом заводе «Ростсельмаш» в июле 2023 года заявлял первый замгендиректора Алексей Швейцов. На заседании Госсовета по сельскому хозяйству он говорил, что по двигателям импортозамещение дошло почти до 100%.
Представители «Ростсельмаша» рассказали 161.RU, что поставки идут в более чем 20 стран. Основные экспортные продукты — зерноуборочные комбайны, прицепная и навесная техника. Редакции уточнили, что за последние 5,5 лет цифры по экспорту практически не изменились: он составляет порядка 15% от общего объема поставок.
— В числе основных экспортеров — Казахстан, Беларусь, Кыргызстан, Монголия. В 2024 году на географической карте «Ростсельмаша» появилась Ливия, продолжаются поставки в Турцию, Иран, — уточнили представители «РСМ».
Комбайновый завод «Ростсельмаш» основан в 1929 году в Ростове-на-Дону. Продуктовую линейку компании составляют более 150 моделей и модификаций различной техники, в том числе зерно- и кормоуборочных комбайнов, тракторов, опрыскивателей, кормозаготовительного и зерноперерабатывающего оборудования. Заводом руководит Валерий Мальцев. По данным сервиса «Контур.Фокус», в 2023 году выручка «Ростсельмаша» составила 98,7 миллиарда рублей.
С начала 2024 года «Ростсельмаш» открыл три новых предприятия: производственную площадку навесной и прицепной техники в Таганроге, а также два завода в Ростове — по производству трансмиссий и тракторный. На последнем запланировали выпускать в год пять тысяч тракторов, а также дорожно-строительную технику. Для покупки оборудования для него вложили 4 миллиарда рублей из Фонда развития промышленности России.
Добавим, что два года назад Бабкин также говорил, что больше всего не хватает американских и европейских товаров, и чтобы заменить их на отечественные аналоги, нужны долгие месяцы. Весной 2022-го он предположил, что в машиностроении Россия скорее пересядет с западных деталей на китайские, чем обеспечит реальное импортозамещение.
— По моим ощущениям, 80% того, что мы покупали на Западе, будет покупаться на Востоке. [Только] 20% будет заменено на российские компоненты. У них [есть] слабое место: российский компонент по себестоимости получается на 30% дороже, чем можно купить в странах Азии, — оценивал ситуацию два года назад Бабкин.
В марте 2024-м он отметил рост зарплат и радовался развитию бизнеса. По его мнению, в стране уже сложились благоприятные условия, позволяющие запускать новые заводы. Во время мартовского бизнес-форума Бабкин поблагодарил правительство региона за «совместный труд», меры поддержки и «за плотную компетентную работу» для тех, кто хочет созидать и создавать новые рабочие места на Дону.
Ранее 161.RU писал, что Константин Бабкин предложил снизить ключевую ставку до 1%. Он заявил, что выдача кредитов производителям под 20% годовых — «большой тормоз», который не позволяет бизнесу развиваться.