Ростовские власти готовы отдавать под реновацию участки в историческом центре города, но мешают ограничения, связанные с охраной архитектурного наследия. На это указала замдиректора департамента архитектуры Дарья Борисова.
— Механизм комплексного развития территории привлекателен. У нас были предпосылки предлагать для КРТ участок в районе улиц Седова и Социалистической, — рассказала Борисова на круглом столе «Девелопмент в исторической застройке». — Но если территория под КРТ в историческом центре попадает в объединенную зону охраны, то развитие этих участков тормозится значительно.
Борисова предложила как один из вариантов создание специальной комиссии с участием бизнеса, чиновников и других заинтересованных, чтобы «в данном направлении двигаться».
«Почва создана, но я пока не вижу, как мы КРТ определим в новых реалиях»
Комплексное развитие территорий или, как это называли в Москве, реновация — один из больших проектов правительства России, продвигаемых вице-премьером Маратом Хуснуллиным. Будучи вице-мэром столицы он курировал снос панельных районов, переселение москвичей и строительство высоток на освободившихся местах. Госдума в декабре 2020 года позволила проводить реновацию по всей стране. Благодаря закону расселить дом теперь можно и без признания здания аварийным. Освобожденные территории будут отдавать инвесторам, которые обязуются построить новое жилье и соцобъекты.
«Новыми реалиями», мешающими реализации реновации в центре Ростова, для департамента архитектуры и девелоперов в том числе стал утвержденный в конце 2023 года проект объединенной зоны охраны. Примечательно, что документ критикуют профессиональное архитектурное сообщество и общественные градозащитные организации, которые считают его финальную версию скорректированной в интересах застройщиков.
В апреле 2023-го губернатор Василий Голубев заявил, что строительство жилья в Ростовской области будет осуществляться только на условиях комплексного развития территории и обеспечения социальной инфраструктурой. Донской глава на том заседании Законодательного собрания решил «погрузиться в историю» и вспомнить, что в 2009–2010 годах (Голубев вступил на пост губернатора в июне 2010-го. — Прим. ред.) те, кто строил Левенцовку и Суворовский, заключали соглашение, вообще не упоминая о социальных объектах. А теперь в этих районах остро не хватает школ.
Весной прошлого года замминистра строительства области Сергей Вифлянцев перечислил места, рассматриваемые под КРТ в Ростове. Среди них оказался участок в границах Соколова — Седова — Чехова — Станиславского.
Самый дорогой проект комплексного развития территории, уже реализуемый в черте Ростова, — освоение земель старого аэропорта под жилье, на которое застройщик «ЮгСтройИнвест» потратит более 130 миллиардов рублей. Мы рассказывали, что там построят в ближайшие пять лет. Примечательно, что старый аэропорт, или «Новый Ростов», стал первым районом в городе, где разрешили строить 50-этажные высотки.