Карина Демиденко живет в однокомнатной квартире, которую обустроила под мастерскую. Вместо кухни — два стола со швейными машинками; печка завалена свертками материи. Карина — начинающий дизайнер одежды, но за пару лет ее вещи добрались даже до Калифорнии. 161.RU поговорил с девушкой — о дизайне и экологичном производстве.
— Ходишь по массмаркету, а качество отвратительное, торчащие швы. Или бывает так: если это хороший крой, то ужасный цвет или материал. Рождается мысль создать что-то своё. Шить я не умела, но благодаря насмотренности легко представляла, как я хочу выглядеть. И мое внутреннее восприятие себя не совпадало с тем, что представлено в магазинах. Поэтому решила учиться шить.
После очередного похода в ТЦ, Карина купила швейную машинку. И начала тренироваться на шопперах — делать ровные строчки, изучать крой, моделирование.
— Сначала я была просто самоучкой. Спустя год я пошла на курсы по дизайну одежды. Не скажу, что чему-то научилась, но сертификат получила. Многое я знала и сама, а там давали базовые знания.
Поначалу работа не приносила прибыли.
— Тогда только начинался тренд с заменой обычных пакетов, и меня все спрашивали о шопперах — я их отшила много ярких, — вспоминает дизайнер. — Завела инстаграм, стала продавать их там. Они стоили по 300 рублей, но я уходила в минус. Это нужно было мне прежде всего, чтобы отработать навык. Когда уже наладила механику шитья, стала шить одежду себе. Очень много — и если не получалось, то бросала всё и говорила: «Я больше никогда не сяду за швейную машинку!»
«Думала, что выкину все ткани и закончу. Утром просыпалась и понимала, что нужно «добить» изделие, и покорно шла за машинку».
То, что не получалось, Карина не выкидывала, а раздавала. Всё в рамках разумного и экологичного подхода. Девушка старается использовать натуральные материалы: иногда невозможно реализовать изделие и приходится прибегать к синтетике. Карина отшивает всегда небольшой тираж, чтобы, по ее словам, ничего не уходило в утиль. Оставшуюся ткань она старается сшивать и делать какую-то домашнюю одежду, а упаковывает готовое изделие в крафтовую бумагу.
— Когда навыков стало достаточно, я сделала первую коллекцию. Это были кимоно и брюки из льна. Две модели, но в разных цветах. Отфотографировала — моделями и фотографом были мои подружки. Всё было на голом энтузиазме. В какой-то момент у меня остался один костюм, который я сшила себе. И знакомая девочка очень долго упрашивала продать его, я согласилась. И я не скажу, что много на этом заработала — ткани, фурнитура недешево стоят. Но важнее был отклик. Так приятно видеть людей на улице в одежде, которую ты создала... Хочется взять и исподтишка сфоткать, эмоции невероятные.
Главной своей коллекцией Карина считает модели со съемными элементами — половинчатые жилеты и жакеты. На это ее вдохновила восточная культура.
— Люблю стиль японцев, китайцев, — рассказывает девушка. — Постоянно смотрела показы, их стритстайл. И вот есть базовое одеяние, которое хочется чем-то дополнить. У меня появляется мысль сделать на одно плечо жилеты и жакеты, полуюбки баски. Очень нравилось, как это всё компановалось. Это была флагманская коллекция, получила неожиданно большой отклик.
«Мелкое», но дорогое производство
После успешной коллекции дело Карины превратилось в бизнес, хоть и небольшой. Девушка стала работать с ростовским магазином одежды «Телеграф», который выставляет одежду российских дизайнеров.
— Но сейчас я уже с ними не сотрудничаю, — рассказывает дизайнер. — Потому что крупные бренды вытесняют локальные производства. В последнее время в магазине были не очень активные продажи, и к ним хотели вернуться крупные бренды. Управляющая мне так и сказала: «К нам сейчас хотят заходить крупные бренды, но места мало. Поэтому мы стараемся избавляться от мелких производств». Это дословная цитата. По моему мнению, это как минимум неэтично так говорить. Да, у меня не распиаренная империя, но я стремлюсь к большему.
Как считает Карина, местных дизайнеров в Ростовской области немало.
— Не скажу, что сфера сильно развита. Кто-то занимается любительским пошивом, а кто-то полноценно развивает свой бренд. Например, Наташа Тимофеева. Обожаю ее стиль. Офигенную выпустила вот коллекцию. Есть еще дизайнер кастомизации Вера Першина, у которой свой шоурум, где я как раз и выставляюсь.
Карина пробовала расширить производство — заказывать пошив небольших партий на профессиональном оборудовании. Для крошечного бренда это оказалось дорого.
— Стоимость варьируется от масштаба партии: чем меньше она, тем выше себестоимость. Поэтому да, для меня [производство в цехе] дорого. Не получилось окупить то, что отшивалось в цехе. У меня очень высокая себестоимость, да и в рекламу я почти не вкладывалась.
Из-за этого Карина задумывалась о переезде, но пока что отложила эту идею.
— Здесь я все-таки знаю, где лучше закупать ткань. Информации больше о поставщиках, и это все налаженный процесс. При переезде все это нужно делать заново.
«И пока я ноунейм, целесообразнее остаться здесь»
Однако Карине всё равно удавалось продемонстрировать свою одежду в столице.
— Мне написала кастинг-директор шоу «Шопоголики», пригласила поучаствовать. Это формат не про дизайн одежды. Там был час и 10 тысяч рублей на сбор определенного образа в магазинах. Зато я рассказала там о себе, подарила жюри вещи своего бренда. Им понравилось.
Весной девушка ездила в Москву на Mercedes-Benz Fashion Week Russia в качестве зрителя. Там она познакомилась с девушкой-стилистом, которая живет в Калифорнии, но родом из России.
— Ей понравились мои вещи. Она собиралась открывать свой магазин с дизайнерскими вещами и выкупила у меня несколько вещей. Можно сказать, что в Калифорнии носят мои вещи, — говорит Карина с улыбкой. — И когда я вижу, что она в них ходит или выкладывает в сторис девушек в созданных мной жилетах, я прям... вау!
— Когда я зашла в TikTok, то стремительно начала набирать аудиторию. Много было реакций: как положительных, так и негативных. Одна девушка написала: «Простите, но выглядит так, будто с какой-то мусорки вышла в том, что нашла». Но было и много заказов, мне очень нравилось ощущение, что я предоставляю возможность выбора.
Демиденко не воспринимает создание одежды как работу. Дизайнер мечтает о команде: самой очень сложно, ведь нужно съездить за тканью в один конец города, потом в другой за фурнитурой. Но уже готовит новую коллекцию, которая, по ее ощущениям, будет отличаться от предыдущих.
— Активно будет внедряться цвет, яркие вещи, — делится Карина своими мыслями о модных трендах. — Я уже год говорю о том, что скоро восточный крой заполонит полки: асимметрия, острые углы. Нетривиально, я так люблю это называть. Уже появляется в массмаркете.
По сетевым магазинам одежды девушка все же ходит — но теперь больше смотрит, не покупает.
— Обошла недавно весь ТЦ, и мне ничего не понравилось. Поэтому я все время говорю, что локальные производства — это глоток свежего воздуха.