Федерация рестораторов и отельеров заявила о 80-процентном падении выручки заведений общественного питания в Ростовской области по итогам десяти месяцев 2021-го — если сравнивать с результатами последнего допандемийного года. Региональные бизнесмены 9 ноября обсудили проблемы с уполномоченным при президенте России по защите прав предпринимателей Борисом Титовым. Все сошлись во мнении, что второй год ограничений поставил индустрию на грань выживания — 161.RU пересказывает итоги встречи с омбудсменом.
По мнению Титова, пессимизм рестораторов растет на фоне закрытия заведений. Представители отрасли не понимают, почему при борьбе с ковидом снова задевает именно общепит.
— Многие чувствуют себя потерпевшими. В любом случае мы не должны терять темпов и должны быть готовы к тому, что в любой момент локдауны могут продолжаться, — отметил омбудсмен в начале встречи. — Я хочу услышать от вас, какие проблемы возникли в ваших регионах и конкретные пути решения задач.
«Борьбы с коронавирусом нет. Есть борьба с бизнесом»
Глава представительства Федерации рестораторов и отельеров в Ростовской области Карина Шатворян сообщила уполномоченному, что в регионе бизнес «убивают» всеми возможными способами: есть и QR-коды, и ограничения по времени, и жесткие требования по наполняемости залов.
Шатворян привела цифры. По ее данным, по итогам 2021 года выручка предприятий сферы общепита упадет на 80–85% по сравнению с показателями допандемийного 2019-го. Такие же результаты сложились в прошлом году, и удар первого года пандемии оказался настолько сильным, что даже в относительно спокойном 2021-м бизнес не сумел оправиться от многомесячного локдауна прошлой весны.
Федерация рестораторов, как уточнила Шатворян в комментарии 161.RU, приводит данные более чем по 90% заведений общепита Ростова-на-Дону. Среди них — ведущие рестораны, кафе и бары города.
А за время недавних «нерабочих дней», когда все заведения Ростова обязали работать только на вынос и на доставку, выручка ресторанов упала на 72%, фастфуды разом потеряли 37%, если сравнивать с октябрем.
— Вчера фильм смотрела, там была фраза «в военное время приказы не обсуждаются». Я понимаю, что вы нам очень помогали и в первый локдаун, но у нас сложный регион, — отметила в своем выступлении Шатворян. — Имея бизнес в разных сферах, я всё вижу изнутри.
«Почему на наши плечи всё переложено, когда есть шикарная система госуслуг, которая может контролировать каждого человека?»
Шатворян напомнила, что в 2020 году власть пошла навстречу бизнесу — вдвое снизились налоговые ставки, была предложена отмена уплаты налога на землю.
— Сейчас нужно убрать выплату страховых взносов, пока непонятный период. Если мы принимаем какие-то требования для всех предпринимателей, то ограничения должны быть отменены. Борьбы с короной нет. Есть борьба с бизнесом. Мы не хотим воевать с тем, что принимает правительство, но мы хотим помочь найти выход. Если есть коды, тогда хотя бы нужно убрать ограничения в посадке или во времени.
Титов прокомментировал выступление ростовской коллеги с иронией: «Кто не смог стать предпринимателем, тот пошел работать в муниципалитеты».
«Доставка — это как мышке сказать: «Стань ежиком»»
Московский бизнесмен, член Федерации рестораторов и отельеров Сергей Миронов заявил, что ужесточение ограничения для общепита не дает эффекта в борьбе с вирусом. Люди просто начинают ходить не в рестораны, а к кому-то в гости — и в лучшем случае заказывают пиццу для себя и друзей.
— Но для ресторанов доставка — это минусовая история. Когда говорят: «Идите к доставке» — это как мышке сказать: «Стань ежиком». Вы спрашиваете, сколько ресторанов закрылось за неделю локдауна? Так не посчитать никогда. У кого-то отсрочка по аренде, поставщики судятся с ними, многие находятся за гранью рентабельности и оказались в нереальных долгах, — сообщил Миронов. — Это не палатка шаурмы — ресторан за один день не закроется, но убыток у него уже на год вперед.
«Лучше стоять и не работать или работать с QR- кодами?» — спросил Титов.
— Регионы вводят ограничения по принципу: давайте хоть что-то введем. В одном регионе ввели QR-коды и при этом ограничили работу до 21:00. Зачем? Потом они ввели ограничения по посадке. Зачем? Уже ввели QR-коды, уже ограничили время, давайте еще что-то придумаем. Какой смысл ресторану работать в полную, прививать сотрудников, тратить деньги на СИЗы, если у него и так пол зала и даже тех, кто с QR-кодами, надо выгнать в девять вечера, — негодовал Миронов.
«Мы проиграли эту войну»
Его поддержал и президент московского отделения Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров. Он уверен, что коды не будут работать в ближайшее время, как и масочный режим.
— Мы не магазины — не на первом месте по востребованности, но почему снова мы попадаем? Мы проиграли эту войну. Мы считаем коды неэффективными. Нужна специальная программа по вакцинации. Не надо на нас тренироваться. На поверхности вирус не сохраняется. Мы всё моем, чистим, и нас тренируют и тренируют.
Представляющий власть Титов пытался парировать, но получалось плохо. По мнению омбудсмена, сегодня вопрос стоит о вакцинации, но скоро вопрос встанет о ревакцинации, поэтому и считать, что локдаун будет краткосрочным нельзя. Титов предложил заранее рассчитывать свои шаги и предостеречь убытки.
— Логика в том, чтобы закрыть всё, чтобы сидеть? Мы продолжаем искать там, где светло. Мы идем по мировому пути. Рестораны закрывались везде, пенсионеров садят дома везде, фитнесы закрывают везде. Нужно выработать алгоритмы действий. Я вас понимаю, следует выработать концепцию действий, — подытожил Титов.
В конце собрания региональные предприниматели прислали предложения, что нужно сделать. Первое — это ограничения, которые бизнесмены посчитают адекватными.
«Я буду обращаться к правительству РФ, чтобы меры по ковидным ограничениям были все-таки в регионах одинаковыми и чтобы они имели смысл»
Если введены условия ограничений, то они должны быть введены для всех отраслей, а не исключительно каких-то, — сказал омбудсмен. — Что касается мер поддержки, то будет подниматься вопрос реструктуризации налоговых мер, таких, какие были после первой пандемии. Еще один момент — структуризация кредитных продуктов, которые сейчас предложены. И все-таки нужен упор на то, чтобы это были не кредиты, а субсидии. Кроме того, безусловно, нужно поднять вопрос о пересмотре страховых взносов, о котором говорил Ростовский регион.