В конце 2020 года в огромном спальном районе — Левенцовке — открылась первая кофейня Lighthouse. Ее владельцы — 26-летние Роман Шевцов и Ксеня Афанасова, которые ради своего бизнеса отказались от больших должностей. Корреспондент 161.RU Ульяна Нарыжная поговорила с молодой парой о том, как получилось, не поссорившись, запустить душевный и рентабельный бизнес.
Спальный район без кофе в постель
Жара не проблема, просто посетители чаще заказывают кофе со льдом. Автоматическая кофемолка забавно жужжит. Хозяева приглашают за столик.
— Началось всё с того, что я переехала к Роме из Краснодара, — рассказывает Ксеня. — Знакомы мы давно, а вместе — два с половиной года. Сюда я переехала в офигенный район, но кофейни здесь не было. Это была большая проблема — утром просыпаешься, а вкусный кофе выпить, чтобы сменить обстановку, негде. Сначала Рома мне поставил кофеварку. Потом стали появляться мысли открыть свое дело. Пришли к идее через потребность.
— Мы оба долго работали в сфере продаж, — продолжает Роман. — С классными продуктами, но не настолько душевными. Хотелось открыть что-то для людей, чтобы ловить доброту и счастье от этого. Я заинтересовался кофе после поездки во Вьетнам. Тогда особо ничего не запомнил, потому что не думал, что открою кофейню. Но именно тогда распробовал кофе. Купил самую простую рожковую кофемашину домой, пробовал варить. С идеей открыть кофейню стал параллельно изучать технологию варки. Прослушал курсы бариста. Даже в отпуске мы занимались тем, что обучались. Обошли все кофейни, которые только нашли!
— У Ромы есть невероятная особенность: если что-то начинает изучать, то разбирает до таких глубин, что мне кажется иногда — это нечеловеческая способность, — смеется Ксеня. — Каждая покупка в кофейню — бессонные ночи на форумах. Он очень скрупулезно собирает информацию.
Кофейню своей мечты пара нашла во время отдыха на Черном море. Тогда до открытия Lighthouse был долгий путь, но Роман и Ксеня выбрали направление.
— Атмосфера в той кофейне в Дивноморске принесла эмоции, которые мы искали, — продолжает Ксеня. — Мы с друзьями пили кофе, играли в настолки. Вокруг было домашнее тепло, уют и состояние наполнения. Рома тогда сказал: «Я хочу сделать так же». Чтобы люди к нам приходили и чувствовали это.
Тогда Ксеня работала на престижной должности бизнес-аналитика и не строила планов на собственное дело. Сперва лишь помогала Роману готовить всё к открытию.
— Мы не рассчитывали, что у нас будет один проект на двоих. У меня параллельно тоже происходили перемены. Это был период пандемии: я посидела дома на удаленке и поняла, что в офис не хочу возвращаться. Пока Рома прописывал план открытия, я занималась своим продвижением в «Инстаграме». Но к открытию кофейни стало понятно, что ей нужна страница. И кто, как не мы, лучше друг друга услышим! Тогда я стала погружаться в идею Ромы и окончательно влюбилась.
Через тернии к кофе
Запуск своего дела — это не только про прекрасную мечту и вдохновение. Рома и Ксеня пережили несколько кризисов. Одна из главных трудностей — поиск помещения на Левенцовке.
— Прошло примерно 10 месяцев. Начало казаться, что мы очень много делаем, но не двигаемся. Я Роме даже начала предлагать открыть кофейню в другом районе, — признается Ксеня. — Но он непреклонно сказал: «Нет, я сделаю здесь». Красавчик! Я теперь понимаю: это наш родной район, и это тоже делает атмосферу.
— Хорошее место сложно найти. Многие помещения на Левенцовке уже были заняты, — объясняет Роман. — Искали где-то на фасаде, а не внутри двора, чтобы и с дороги было видно.
Кофейня появилась на месте мясного магазина. С ремонтом помогли друзья.
Рома и Ксеня внимательно слушают друг друга и дополняют. Мы сидим за столиком прямо напротив барной стойки — Рома часто отходит, чтобы сварить новым посетителям кофе. Заходят в основном молодые пары или родители с детьми. Многие берут кофе не с собой, а остаются отдохнуть в кофейне. Ксеня тоже периодически отходит, чтобы помочь.
— Мы немножко рвем шаблоны, — рассуждает Ксеня. — У нас одно дело, но мы почти не видимся. В начале у нас вообще не было общих выходных. Потому что каждый день кто-то из нас должен был быть в кофейне. Сейчас у нас два совместных выходных. Получается, что нет моральной перегрузки. Наоборот, не хватает контакта.
Роман относит кофе с только что испеченным круассаном и подхватывает беседу.
— Еще зависит от собственных установок. Если ты будешь думать: «Блин, всё время она тут находится», тебя это будет раздражать и вне работы.
— Да, еще у нас очень хорошо выстроены личные границы, — продолжает Ксеня. — Между нами много уважения к тому, что каждому из нас иногда надо побыть в одиночестве.
Место силы
Кофеен в городе много, но Роман и Ксеня не боятся конкуренции. По их мнению, бизнес остается рентабельным благодаря сервису, который они предлагают.
— Очень большую роль играет, что на каждый подход есть свой покупатель, — считает девушка. — Когда делаешь свою фишку — к тебе приходят именно «твои» люди. Здесь большая психологическая работа: не в навязывании, а в поиске близкого по духу гостя.
Сохранить душевность — одна из главных задач кофейной семьи. Роман и Ксеня считают, что рост до целой сети — не просто мечта, а естественный путь развития бизнеса.
— Но в масштабировании есть опасный момент: сетка становится обезличенной, — делится Ксеня. — Поэтому мы к этому придем, когда сможем обеспечивать уровень контроля и уровень персонала, который сможет поддерживать душевность.
По мнению Романа и Ксени, в огромном спальном районе не хватало места, где можно было бы уютно, по-семейному тепло отдохнуть вне дома. Гости явно прониклись идеей душевного пространства. Кто-то делится с кофейней книгами, кто-то настольными играми. Их, кстати, собрался целый стеллаж.
— Так интересно сложилось, что здесь очень много знакомятся, — улыбается Ксеня. — Стол, за которым мы сейчас сидим, занимают постоянные гости и зависают на целый день. Один, второй человек. Постепенно они стали знакомиться друг с другом. Такая «туса постояшек». Мы живем все здесь, ходим в одни магазины, по одним улицам и друг друга не знаем. А здесь люди начинают узнавать друг друга. Даже есть девчонки, которые сделали парную татуировку с нашим логотипом. Они познакомились здесь, и для них это важное событие. Половинка маяка у одной девочки, половинка — у другой. За этим же столом часто работает прекрасная писательница Вера. У нее даже в книге упоминается открытие кофейни. Вдохновляем друг друга.
Вокруг кофейни, как места притяжения, стали складываться мини-истории.
— На Новый год я придумала сделать тайного Санту среди гостей, — вспоминает Ксеня. — Мы приняли заявки и распределили между вразброс. Здесь был пункт приема подарков. Я думала, соберется человек 20, уже круто. Но нас было 86 человек! 86 человек просто дарили подарки незнакомым людям! Эта атмосфера была весь декабрь. Мы с Ромой тоже участвовали. Стеллаж был завален подарками. Люди запаривались, красиво упаковывали, расспрашивали про интересы друг друга. Не было ни одного человека, который бы присоединился к Санте и не подготовил подарок. Одной девочке, например, случайно попалась именно та кружка, которой не хватало для сервиза. Так всё волшебно складывалось!