Новый кризис назревает в сфере сельхозмашиностроения. Об этом на своей странице в Facebook написал совладелец «Ростсельмаша» Константин Бабкин. По его словам, правительство РФ ведет такую политику, итогом которой становится закрытие производств.
— Еще полгода назад возникновение кризиса в отрасли казалось крайне маловероятным. Но реалии таковы, что заводы сокращают производство, замораживают инвестиционные проекты, вместо планов по дальнейшему развитию думают, как пережить затяжной период спада, — написал на своей странице в Facebook Бабкин.
Президент одного из крупнейших на юге предприятий сравнил сегодняшний кризис со сложными временами 90-х — 2000-х годов.
— Если в начале 90-х годов в России производилось 200 тысяч тракторов в год, к 2013 году не выпускали и тысячи единиц. За этот же период производство комбайнов сократилось с 70 [тысяч] до 5 тысяч штук. Из пяти комбайновых заводов остался только один, — напомнил Бабкин.
К 2008 году, по его словам, ситуация на рынке показала, что выгоднее открывать производства за рубежом. Что «Ростсельмаш» и сделал, купив в Канаде тракторный завод. К 2013 году из-за бессистемности действий российского правительства, по мнению Бабкина, сельхозмашиностроение оказалось в глубоком кризисе.
Через три года, к 2016 году, как отметил Константин Бабкин, произошло настоящее «чудо» — правительство наконец-то обратило внимание на сельхозмашиностроение. В частности, в России заработали Фонд развития промышленности и программа № 1432, которая позволяла покупать сельхозтехнику со скидкой. И благодаря этому ее стало выгодно производить уже в России, а не за границей, как раньше.
— За время действия этого комплекса мер в отрасли в 3,3 раза выросли объемы производства, экспорт увеличился в 2,6 раза, а численность занятых в сельхозмашиностроении рабочих — в 1,8 раза, — рассказал Константин Бабкин.
Но в 2019 году правительство начало останавливать существующие меры поддержки, что стало шоком для отрасли, напомнил Бабкин. В начале мая 2019 года на совещании у вице-премьеров Дмитрия Козака и Алексея Гордеева решили отказаться от Программы № 1432, несмотря на то, что Госдума ранее собиралась ее продлить до 2023 года.
Взамен работающих мер поддержки предложили лизинговую схему, «которая до сих пор в ясном виде не представлена машиностроителям и аграриям».
Президент компании обратил внимание, что к 1 июля многие заводы уже пересмотрели свои планы и собрались сократить производство и инвестиции. По словам Бабкина, на «Ростсельмаше» уже скопилось более тысячи нереализованных комбайнов и еще 500 выпустят в июле.
— В условиях ликвидации мер господдержки продажи сельхозтехники у «Ростсельмаша» составят 20–50 единиц комбайнов в месяц. Уже принято решение снизить план производства комбайнов в текущем году на 900 единиц и тракторов — на 740 единиц.
В полноценном режиме завод проработает недолго — уже с 1 августа «Ростсельмаш» на два месяца остановит производство. До февраля предприятие будет работать только три дня в неделю, чтобы хоть как-то сохранить коллектив.
Бизнесмен считает, что переход на лизинговые схемы — отказ правительства от поддержки промышленности.
— Налицо продолжение странной политики, при которой на поддержку банков тратятся триллионы, реальный сектор получает лишь тень поддержки, — прокомментировал сложившуюся ситуацию Бабкин.
По его словам, нужно увеличить объемы производства в сельском хозяйстве и промышленности, а власти должны сотрудничать с представителями отраслей, предлагать новые меры господдержки и сохранять уже проверенные существующие.
Ранее 161.RU сообщал о возможном закрытии «Ростсельмаша» из-за отмены госпрограммы по поддержке предприятий сельского хозяйства.
Ирина Бентяева