Ростовчане сегодня, пожалуй, являются одними из самых горячих поклонников зарубежного онлайн-шопинга. По статистике «Яндекса», Ростов-на-Дону входит в топ-5 российских городов, жители которых наиболее активно совершают покупки в зарубежных интернет-магазинах – около 50% местных онлайн-покупателей регулярно в них что-то приобретают.
И такая любовь неудивительна – цены и ассортимент в зарубежных интернет-магазинах впечатляют. Но в бочке меда всегда есть и капля дегтя. В интернет-магазинах такая капля – это мошенники. Они маскируются под известные магазины, крадут данные карт, продают «воздух» – в общем, что только не придумывают, чтобы добраться до денег невнимательных покупателей. Как не попасть на их удочку, как найти благонадежный магазин, как обезопасить платежи – об этом пользователям 161.ru подробно расскажет специалист по вопросам безопасности «Яндекс.Деньги» Анна Ложкина.
Как проверить интернет-магазин на порядочность
Элементарно, Ватсон! Если у вас еще нет своего проверенного списка магазинов-фаворитов, воспользуйтесь поисковыми шопинг-сервисами. Они не только помогут найти благонадежные магазины, но и подберут нужную вещь по самой низкой цене и покажут похожие товары на множестве других сайтов. Так что, если захочется «такую же зелененькую кофточку, как у подруги», поисковые сыщики – то, что нужно. Например, «Яндекс.Маркет», Shopping.com или ShopStyle.com.
Незнакомец, ты кто? Если вы на сайте какого-то интернет-магазина впервые, с первого взгляда может быть сложно определить, порядочный это магазин или наживка мошенников. Особенно, если он пестрит иероглифами и незнакомыми брендами. Поэтому сразу стоит обратить внимание на три вещи: дизайн, наполнение и контакты. Первые две сразу бросаются в глаза: магазины, которые существуют давно, заботятся о своем внешнем виде, о том, чтобы все разделы на сайте были максимально заполнены, у всех товаров были бы описание и фото. Одним словом, встречайте магазин «по одежке».
Проверка связи! Кроме того, важно, чтобы на сайте были указаны максимально полные контакты, то есть не просто мобильный номер телефона или форма обратной связи, а международные номера службы поддержки, физический адрес головного офиса и почтовые ящики отдела по работе с клиентами. Если сомневаетесь в благонадежности магазина, перед покупкой позвоните и уточните у оператора какие-нибудь детали.
Слава 50 на 50. Поищите о незнакомом магазине отзывы и просмотрите «черные» списки. Если магазин успел как-то скомпрометировать себя, нехорошая слава о нем разойдется в Сети очень быстро. Но стоит задуматься и в том случае, если все отзывы о магазине исключительно положительные – это может быть целенаправленная рекламная кампания. Выбирайте «золотую» середину – когда соотношение негативных и положительных отзывов примерно 50 на 50.
Методы оплаты. Обратите внимание, какие методы оплаты предлагает интернет-магазин. Если это просто номер кошелька физического лица, задумайтесь! У благонадежных магазинов, как правило, большой выбор методов оплаты – от приема наличных в момент доставки до онлайн-оплаты банковскими картами и электронными деньгами. Подключение к своему интернет-магазину различных платежных систем – серьезная работа, к тому же при подключении платежные системы также проверяют интернет-магазины на надежность. А это дополнительная защита.
Внимание, хамелеон! Представьте: вы хорошо знаете какой-то интернет-магазин, получаете от него рассылки с анонсами акций и распродаж и переходите по ссылкам из писем. Будьте внимательны: мошенники в последнее время полюбили рассылать письма с заманчивыми акциями, ссылки в которых ведут на «сайты-близнецы» известных магазинов. Выглядят эти сайты так же, как и сайты известных магазинов, мошенники их просто клонируют. Вы попадаете на поддельный сайт, совершаете там покупки и оставляете мошенникам немалую сумму денег. Чтобы не попасть на эту удочку, не переходите по ссылкам из писем даже тех магазинов, которые хорошо знаете, ведь настоящий и поддельный сайты могут отличаться в адресной строке всего лишь на один знак – например, Obuvv.com вместо Obuv.com. Внимательно проверяйте адрес магазина или вводите его по памяти вручную.
Как обезопасить платежи
Отдельная карта. Заведите себе для интернет-шопинга отдельную карту и пополняйте ее непосредственно перед тем, как совершить покупки. Это поможет контролировать сумму расходов и защитит от каких-либо посягательств со стороны мошенников. Обязательно совершайте покупки с помощью дебетовой карты, а не кредитной, на которой может быть значительный лимит, одобренный банком. Получив данные вашей карты, мошенники не смогут загнать вас в долги.
Безопасная связь. При оплате обращайте внимание, чтобы адрес в строке оплаты начинался с https://, а не с http:(символ «s» указывает на то, что соединение безопасно). Если браузер сообщает об ошибках, рекомендует прервать операцию – лучше отказаться от совершения платежа.
Кошелек на страже. Привяжите свои карты к электронному кошельку и совершайте платежи через него. Это значительно повысит безопасность ваших платежей. Дело в том, что, когда вы оплачиваете средствами с карты, которая привязана к кошельку, продавец не видит никакой информации о данных вашей карты – для него это «кошельковый» платеж. Дополнительной комиссии при такой оплате нет, привязка карты к кошельку бесплатна и происходит быстро.
Трудности перевода
Всегда помните о том, что зарубежные интернет-магазины далеко и работают исключительно по законам своей страны. Поэтому, если интернет-магазин окажется мошенническим, будет очень сложно что-то доказать и вернуть свои деньги обратно. Лучше перестраховаться в самом начале, когда покупка еще не совершена, тщательно перепроверить интернет-магазин и делать покупки только в том случае, если вы в нем уверены.
Перед покупкой также внимательно изучите условия возврата. Как правило, на сайте каждого интернет-магазина есть раздел Terms&Conditions, в котором указывается вся необходимая информация. В случае возврата покупатель должен будет действовать согласно этим условиям. Если какой-то магазин пишет в условиях «Вы сами должны нам привезти товар», или «Для возврата товара вам надо связаться с нашими агентами-курьерами», или «Мы принимаем возврат, только если вы отправите его Почтой России», то вернуть товар можно будет только предложенным образом и никаким иным.
Если товар пришел по почте в посылке, его нужно там же в отделении обязательно открыть и проверить. Если вам прислали не тот товар, который вы заказывали, или он бракован, сотрудник почты обязан сделать опись полученной посылки. Она поможет при дальнейшем разбирательстве с продавцом.
В случае, если полученный товар оказался некачественным, нужно действовать по следующему сценарию:
проинформировать об этом продавца, уточнить процедуру возврата;
сфотографировать бракованный товар;
в случае, если предусмотрено условиями возврата или получено согласие продавца – нужно вернуть продавцу товар (за свой счет, если продавец не предложил иное);
ждать подтверждение продавца о получении обратно бракованного товара;
ждать возмещения средств.
Несмотря на опасности, иностранные магазины все же очень притягивают россиян. Одежда, косметика, гаджеты, бытовая техника – за этими товарами многие отправляются именно в зарубежные интернет-магазины. И поэтому помнить о безопасности интернет-покупок будет всегда нелишне.
Фото: Рисунок предоставлен Анной Ложкиной