Подавляющее большинство россиян начали экономить так, что вовсе отказались от покупок некоторых товаров. Как минимум, из списка покупок были вычеркнуты деликатесы, развлечения и путешествия. Снижение покупательской возможности сказалось даже на вредных привычках, траты на которые сократили более половины наших соотечественников. Все это из-за резкого повышения цен, и прежде всего на продукты. Однако органы статистики уже начали разгонять тучи, сообщая, что в некоторых регионах России уже наметилась продуктовая дефляция.
В ходе опроса исследовательского холдинга «Ромир», проведенного в июне этого года, две трети респондентов признались, что в связи с повышением цен за последние полгода они перешли в режим экономии или даже отказались от некоторых товаров и услуг. 80% опрошенных отметили, что сократили расходы на деликатесы, 79% – на одежду и обувь, 77% – на сферу развлечений, а 73% – на путешествия. Помимо прочего, 76% россиян в целом сократили траты на продукты питания, 70% – на алкоголь, а еще 60% – на сигареты.
Как обратили внимание в «Ромире», совершенно логично, что под меньшую экономию попали как раз те категории товаров и услуг, которые, по мнению респондентов, менее всего подорожали. Это мобильная связь – на нее сократили расходы 45% опрошенных, спорт и фитнес (47%), бытовые услуги (53%).
Каждый третий россиянин отказался для экономии от деликатесов, путешествий, развлечений, гаджетов и ресторанов. От алкоголя и сигарет отказался каждый пятый россиянин.
Превалирующее большинство респондентов (92%) заявили, что за последние шесть месяцев сильно подорожали продукты питания. И это их волнует больше всего, так как затраты бюджета на пропитание семьи выросли минимум в 1,5 раза. Более половины опрошенных сообщило, что, по их наблюдениям, цены на еду выросли за последние полгода более чем на 40%.
Еще 87% россиян отметили подорожание одежды и обуви. 81% россиян недовольны ростом цен на деликатесы. 70-80% наших соотечественников также говорят о подорожании медицинских услуг, алкоголя, развлечений, путешествий, транспорта, гаджетов и сигарет. Меньше всего россиян волнует повышение цен в сфере спорта и фитнеса – это заметил лишь каждый второй опрошенный.
Как бы там ни было, но россияне отреагировали на рост цен, и по-разному. 35% опрошенных сказали, что тратят, как и раньше. Более половины россиян (55%) заявили, что им пришлось сократить свои расходы на некоторые продукты и услуги. А каждый десятый посетовал, что полностью отказался от некоторых продуктов и услуг.
Таким образом, две трети россиян перешли в режим экономии. И, соответственно, треть респондентов (34%) заявили, что не экономят, а покупают те же товары и услуги, несмотря на цены. Отметим, что доля экономящих несколько выше среди женщин. Также пропорционально возрасту растет и число тех, кто изменил свои расходы в меньшую сторону в связи с ростом цен. Среди молодежи доля экономящих составляет 58%, а среди представителей старшего поколения 60 лет и старше – 72%. Более склонны к экономии жители крупных городов и мегаполисов, а территориально больше всего затянули пояса в Северо-Западном регионе (82%) и на Урале (75%).
Мнение и ощущение россиян подтверждает официальная статистика. По данным Росстата, в России июньская инфляция составила 0,2% (8,5% с начала года). При этом в 24 субъектах РФ (кроме автономных округов, входящих в состав области) потребительские товары и услуги подешевели в среднем от 0,1% до 0,6%, в основном в результате снижения цен на продукты питания на 0,2-1,8%. Ростовской области среди этих территорий пока нет.
Потребительские цены в Ростовской области в июне выросли по сравнению с маем на 0,2%, с начала 2015 года – на 8,6%. При этом цены на продовольственные товары в июне снизились на 0,4% (с начала года выросли на 12,2%), на непродовольственные – выросли на 0,6% (рост на 9,5%), услуги подорожали на 0,5% (рост на 2%).
В группе продовольственных товаров на Дону наибольший рост цен в июне отмечался на рыбу и морепродукты (на 2,5%), алкогольные напитки (на 0,9%), хлеб и хлебобулочные изделия (на 0,3%). Наибольшее снижение цены было зафиксировано на яйца (на 6,6%), плодовоовощную продукцию (на 3,8%), крупу и бобовые (на 1,3%).
Следует также отметить, что официальные органы статистики фиксируют падение оборота розничной торговли в России уже восьмой месяц подряд. С января по июнь 2015 года он снизился по сравнению с первым полугодием 2014 года на 8%, до 12,9 трлн рублей. Кроме этого, восьмой месяц подряд идет падение реальных доходов россиян.
«Инфляция – это налог для бедных, поэтому покупательская способность в российской экономике быстро сокращается. В июне недельная инфляция почти нулевая, но не стоит радоваться: начиная с середины июля, индекс потребительских цен (ИПЦ) будет расти из-за очередной индексации тарифов на услуги ЖКХ. Средний рост тарифов оценивается в 10,5%, ИПЦ быстро будет разгоняться и к середине сентября составит не менее 16% год к году. Для сравнения – в сентябре 2014 года инфляция составляла не более 10%. По итогам года инфляция составит 15-16%. Должно, наверное, случиться чудо, чтобы показатель подошел к желаемым 11-12%», – отметила старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова.
Фото: Инфографика Эдуарда Фадюшина