Евросоюз продлил санкционный режим в отношении России. Но решение никого не удивило, поскольку «украинский вопрос» далек от разрешения. В ответ на продление антироссийских санкций на полгода правительство России намерено продлить продуктовое эмбарго еще на год и подготовить расширенный санкционный список продуктов, в который могут войти рыбные консервы, безлактозная продукция и прочее. Эксперты считают, что существенных экономических потрясений ждать от санкций не стоит. Инфляция придет с другой стороны и весьма скоро.
Напомним, что США, Канада, Евросоюз, Австралия и Новая Зеландия начали вводить санкции против России, начиная с марта 2014 года, сразу после присоединения Крыма к России. Первая волна санкций ударила по некоторым российским политикам и предпринимателям, которым был ограничен визовый режим. Затем под санкции попали почти все крупнейшие российские банки, которым было отказано кредитоваться в западных банках. И наконец, третья волна задела оборонные предприятия, нефтяную отрасль и госкомпании, которым запретили поставлять технологии, включая программное обеспечение.
Евросоюз 22 июня продлил срок действия экономических санкций в отношении России до 31 января 2016 года. Решение это уже вступило в силу. Российские власти тут же в ответ подготовили документ о продлении продуктового эмбарго, сообщают федеральные СМИ. Новый список санкционных продуктов формирует Минсельхоз РФ. Он будет расширен, и, скорее всего, в него войдут рыбные консервы и сырные продукты из растительных жиров, сообщают «Известия», ссылаясь на источник в правительстве.
«Можно сказать, что продление санкций со стороны ЕС в отношении России было ожидаемым, поскольку вопрос Юго-Востока Украины еще далек от завершения, – сказал управляющий директор ИК «ВИТУС» Антон Королик. – Кроме того, возобновление стрельбы на Юго-Востоке Украины ставило под сомнение выполнение минских договоренностей. Что же касается влияния продления санкций, то, на наш взгляд, негативный эффект уже не столь ощутим, как в начале введения. Еще как минимум полгода мы не увидим на прилавках наших магазинов зарубежных продуктов, при этом существенного роста цен на основные продукты мы не ожидаем. С учетом последних данных Росстата можно рассчитывать на инфляцию по итогам 2015 года на уровне 12-13%».
А вот по мнению старшего аналитика компании «Альпари» Анны Бодровой, цены на продукты будут расти, и причем очень скоро. Правда, причина этого кроется не сколько в обоюдных санкциях, сколько в запланированном росте тарифов ЖКХ.
«Инфляция – это налог для бедных, поэтому покупательская способность в российской экономике быстро сокращается. В июне недельная инфляция почти нулевая, но не стоит радоваться: начиная с середины июля индекс потребительских цен будет расти из-за очередной индексации тарифов на услуги ЖКХ. Средний рост тарифов оценивается в 10,5%, ИПЦ быстро будет разгоняться и к середине сентября составит не менее 16% г/г. Для сравнения – в сентябре 2014 года инфляция составляла не более 10%. По итогам года инфляция составит 15-16%. Должно, наверное, случиться чудо, чтобы показатель подошел к желаемым 11-12%», – считает Анна Бодрова.
Что касается отсутствия импортных продуктов на прилавках российских магазинов, то тут ситуация неоднозначная. Они все-таки есть, и это, возможно, хорошо для потребителя, но плохо для производителя. С августа 2014 года на территорию России продолжали ввозиться запрещенные товары. Например, те же самые сыры, которые попадали из Европы в Россию под видом «сырного продукта с растительным жиром». Дело в том, что эта продукция имеет иной код по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, и он был вне списка запрещенных. В розницу эта продукция попадала под другими названиями и под торговой маркой отечественного производителя. И примеров таких достаточно много. Расширение списка эмбарго позволит закрыть лазейки и даст дополнительный толчок развития сферам АПК, которым ранее приходилось конкурировать с импортным нелегальным продуктом.
Тяжелее всех от продления санкций придется финансовой сфере, так как санкции снова отрезают российские банки от зарубежных рынков капитала, то есть от дешевых денег. В итоге по мнению Анны Бодровой, банковские депозиты уже не будут так привлекательны, как зимой – рынок потребителя тут закончился, средняя ставка по рублевому вкладу сейчас не превышает 11%. Удорожания депозитов ждать не стоит, к концу года ключевая ставка должна сократиться до 10-11%, что уведет депозитную ставку чуть ниже текущих отметок.
«Вероятность колебания валютных курсов зависит от большого числа факторов. С одной стороны, это цены на нефть: техническая картина торгов предполагает вероятность движения барреля «черного золота» к $70, но фундаментальная составляющая указывает, что возможность этого очень мала. Если с Ирана будут сняты санкции, предложение сырья на международной арене увеличится, и это надавит на цены. Для рубля это негативно. С другой стороны, внутренняя российская статистика тоже далека от стабильной. В перспективе ближайших трех-четырех недель доллар останется в диапазоне 53-56 рублей дальше есть шансы двинуться в область 58-59 рублей», – сообщила Анна Бодрова.