Россияне с 15 по 21 декабря 2014 года потратили на электронику и одежду в несколько раз больше, чем годом ранее. Банк ВТБ24 проанализировал транзакции в торговых сетях, которые обслуживает в качестве банка-эквайера. После недели валютной и потребительской паники граждане успокоились: исчерпаны сбережения, в магазинах пусто, а доллар и евро продолжают свое снижение. Эксперты считают, что в первые месяцы следующего года магазины будут снижать цены и проводить скидочные акции, чтобы взбодрить выдохшийся потребительский спрос.
Напомним, что в ночь на 17 декабря, в связи с резким обвалом курса рубля россияне начали массово скупать в магазинах все, что не успело подорожать. В «черный вторник» курс европейской валюты превысил отметку в 100 рублей за один евро, а за один американский доллар давали более 80 рублей. В связи с этим наиболее массово скупали технику, продукты питания, одежду и автомобили. Также большие очереди наблюдались в магазинах мебели и строительных материалов.
Банк ВТБ24 сравнил объем оборота в магазинах на неделе с 15 по 21 декабря 2014 года и объем оборота в этих же торговых точках с 16 по 22 декабря 2013 года. Данные получены на основе анализа транзакций в торговых сетях, которые обслуживает ВТБ24. Оказалось, что рост оборота в магазинах электроники на прошлой неделе составлял от 215% до 309% в разные дни, в среднем оборот увеличился в 2,5 раза. А рост оборота в магазинах одежды составлял от 256% до 436% в зависимости от дня, в среднем увеличившись в 3,5 раза. Поскольку банк ВТБ24 является одним из лидеров рынка эквайринга в России, то его статистика репрезентативно отражает ситуацию на рынке в целом.
«Профессиональные игроки, спекулянты искусно подвели к тому, чтобы россияне, далекие от финансового рынка, скупали все, что попадало под руку. Причем по пиковой цене. Это срабатывает регулярно. Сработало в Ростове в январе этого года: народ, напуганный непогодой и голодом, скупал хлеб по 100 рублей за буханку. Сработало, когда скупали гречку. Сработало в отношении бытовой техники и даже автомобилей. Заметьте, потребительская паника длится сутки. Не больше. И всегда накануне переломного момента. За это время рынок торговли успевает избавиться от залежалого товара и сделать кассу. Я думаю, что уже после Нового года те же магазины бытовой техники будут как ни в чем не бывало проводить сезонные скидки и завлекать потрепанных новогодними каникулами ростовчан. Более того, цены и скидки будут привлекательнее обычного, так как покупателей, у которых к тому времени останутся сбережения, будет в те же 2,5-3,5 раза меньше», – отметил политолог Николай Смирнов.
Интересно и другое, что по мнению представителей магазинов электроники обещанное повышение ценников на 20-30% на фоне роста валют вполне совпадает с ежегодным новогодним подорожанием на так называемые «новые коллекции». «Просто увеличение ценника после Нового года, например, на новую модель телевизора от известного производителя все воспринимают как должное, не виня в этом инфляцию и колебания курса валют», – отметили эксперты.
Так что граждане, поддавшись панике, сдвинули начало сезона распродаж на четыре недели вперед. Причем скупали они не по распродажным ценам, а зачастую даже завышенным на 5-10%.