В России депутаты Госдумы намерены убрать из зоны видимости покупателей алкогольную продукцию, как это был сделано с табаком. По мнению авторов инициативы, если убрать алкоголь с глаз долой, то он перестанет быть раздражителем головного мозга, и покупатели, приходя в магазин за хлебом, не будут покупать водку, а у детей не будет вырабатываться лояльное отношение к этой продукции. Как отмечают эксперты, такого способа борьбы с алкоголизмом в мире еще не видели, но попробовать стоит.
Депутаты нижней палаты парламента Игорь Лебедев, Ярослав Нилов и Андрей Свинцов из фракции ЛДПР готовят проект закона о внесении изменений в ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничения потребления (распития) алкогольной продукции». Парламентарии предлагают использовать опыт реализации табачных изделий и убрать из зоны видимости в магазинах продаваемую алкогольную продукцию, сообщают «Известия».
«На наш взгляд, целесообразно внести поправку в ФЗ о необходимости сделать алкогольную продукцию скрытой из видимости покупателей. В прошлом году, когда мы предлагали чуть более радикальную меру по продаже алкоголя в отдельных магазинах, Госдума отклонила законопроект. Нам объяснили тогда, что там все уже урегулировано, но на деле оказалось не так, – отметил Ярослав Нилов. – Теперь же мы предлагаем беззатратное введение данной меры. Это немаловажный вопрос, поскольку алкоголь является раздражителем головного мозга. Покупатель приходит за хлебом, видит водку и покупает ее. Также в магазинах бывают дети, они привыкают видеть алкоголь среди продуктов питания и вырабатывают определенное лояльное отношение к этой продукции».
Проблема подросткового алкоголизма в нашей стране стоит довольно остро. Согласно данным Роспотребнадзора, в России регулярно принимают алкоголь более пяти миллионов молодых людей от 11 до 18 лет. Также глава Миндзрава РФ Вероника Скворцова во время выступления в Общественной палате РФ сообщила, что в России увеличилась смертность от болезней органов пищеварения (на 8,2%) и дыхания (на 5%). И причина тому – распространение алкоголизма.
«У нас умерло в прошлом году 38 тысяч от пневмонии. Чаще всего это осложнения гриппа или ОРВИ, плохо леченных. Мы ожидали, что это будут детские смерти до трех лет и пожилые люди, а выяснилось, что нет. Это алкоголики, это хронические пьяницы с низким иммунитетом», – заявила Вероника Скворцова.
Интересно, что такой практики, как сокрытие алкогольной продукции от глаз, подобно сигаретам, в мире не встречается. Данный факт отметил главный нарколог Минздрава России Евгений Брюн. При этом он уверен, что алкоголь нужно вообще убрать из магазинов шаговой доступности, так как распитие купленного спиртного прямо под магазинами данного формата происходит с завидной регулярностью, что несомненно культивирует алкоголизм населения.
«Безусловно, на вероятность развития алкоголизма оказывает влияние много факторов. Но мы должны понимать, что даже когда у человека есть в наличии букет факторов, увеличивающих риск алкоголизма, он попадает в зависимость только после того, как сделает первый шаг к ней. Согласитесь, нельзя стать алкоголиком, если ты не пьешь. Так что это личный выбор каждого, – считает психолог Ирина Семенова. – Но помимо этого окружающая обстановка и доступность алкоголя здесь играет не последнюю роль. Да, необходимо снижать доступность алкоголя в торговых точках, но, в первую очередь, необходимо задуматься родителям: какова степень доступности алкоголя у вас в доме, часто ли у вас проходят застолья со спиртным на глазах у детей. Может, лояльное отношение к спиртному у детей формируется уже в семье?».
В среднем каждый житель Ростовской области потребляет 4,89 литра алкоголя. Это на 0,95 литра меньше, чем в прошлом году.
В том, что снижение доступности спиртных напитков поможет бороться с алкоголизмом уверен и директор департамента потребительского рынка Ростовской области Андрей Иванов: «У нас уже есть подтверждения действенности данной меры. После повышения пивных акцизов и введения ограничений по месту и времени продажи пива ежегодно объем производства и потребления пенного напитка в Ростовской области снижается в среднем на 8%. А вот показатели по употреблению крепких спиртных напитков практически не двигаются с места. Так что меры, ужесточающие правила продажи, могут в этом помочь. В том числе и запрет на продажу алкоголя лицам до 21 года».