Инфляция в России идет семимильными шагами, евро и доллар ежедневно взбираются на ступеньку выше, а россияне, согласно данным Romir Scan Panel, тратят деньги в магазинах почти в том же объеме, что и до начала геополитического кризиса. Средний чек по стране в гипермаркетах по сравнению с октябрем прошлого года вырос всего на 5,2% и на сегодняшний день составляет 569 рублей. Причем на Юге России граждане и вовсе стали тратить меньше за последние месяцы.
В октябре 2014 года среднестатистический российский горожанин потратил за один поход в магазин 569 рублей. Средний чек в октябре текущего года после сентябрьского торможения опять пошел в рост, увеличившись на 2,5%. По сравнению с октябрем 2013 года средний чек вырос на 5,2% (средний чек в октября 2013 года составлял 541 рубль).
Рост среднего чека в октябре наблюдался практически во всех регионах, кроме Южного федерального округа (-6,7%). Более того, стоит отметить, что по результатам аналогичного исследования в прошлом году средний чек жителей ЮФО составлял 459 рублей. За год он прибавил всего 40 рублей, достигнув 499 рублей.
Жители Москвы практически не изменили размеров своих средних трат в октябре по сравнению с сентябрем. Зато жители северной столицы после опустевших полок в октябре, видимо, приспособились к новому ассортименту и начали тратить. Средний чек в Санкт-Петербурге вырос в октябре на 6,3% относительно сентября до 727 рублей. Сильнее всего показатель среднего чека вырос на Северо-Западе (+8,2%) и на Дальнем Востоке (+7%). А самый скромный рост среднего чека был зафиксирован в Центральном ФО (+1,6%).
Как отмечают авторы исследования, покупательская активность в целом оживилась в октябре после сентябрьского провала. Скорее всего, такое оживление потребителей можно объяснить заполнением и обновлением ассортимента на полках магазинов. Опросы «Ромир» показывают, что в сентябре после введения продуктовых санкций треть россиян вели себя настороженно и воздерживались от покупки альтернативных марок взамен исчезнувших. А уже в октябре число покупателей, которые перешли на альтернативные бренды, увеличилось с 48% в сентябре до 74% в октябре.
Более того, как показывают исследования других источников, россияне в октябре начали покупать впрок несъедобные товары. В итоге период покупки новогодних подарков наступил на несколько недель раньше срока. Об этом заявляют практически все крупные ритейлеры, сообщает «Газета.ру». При этом стоит отметить, что повышенным спросом пользуются телевизоры, ноутбуки, телефоны и смартфоны, бытовая техника. И чаще всего дорогих категорий. Как объясняют представители ритейлов бытовой техники и электроники, это происходит из-за падения курса рубля, и россияне таким образом спасают себя от удорожания техники.
При этом ритейлеры признаются, что цены на технику из-за падения курса рубля в этом году уже вряд ли повысятся. Так что сейчас россияне скупают товары с учетом курса доллара в пределах 36-40 рублей. А вот после Нового года некоторые ритейлеры прогнозируют рост цен на бытовую технику и электронику. Например в «М.Видео» подсчитали, что телевизоры уже в январе могут подорожают на 5-10%, телефоны и смартфоны – на 5-15%, ПК и ноутбуки – на 15-20%.