Жители Ростовской области признались в том, что они «больны» шопоголизмом. Они готовы жить впроголодь и влезать в долги ради приобретения модной одежды и электроники. Психологи озабочены тем, что потребление в качестве досуга стало нормой для 33% дончан. С данной зависимостью справиться не легко, говорят эксперты, и запущенная ее форма может иметь летальный исход, как минимум для семейного бюджета.
Департамент потребительского рынка Ростовской области провел исследование и выявил, что свойственно ростовским потребителям. Результат оказался удивительным: несмотря на сокращение расходов на питание, 20% населения призналась в наличии психологической зависимости от шопинга. А для 33% потребление стало своеобразной формой проведения досуга.
Ониомания – непреодолимое желание что-либо покупать, не обращая внимания на необходимость и последствия. Покупки становятся и отдыхом, и развлечением, и самостоятельным смыслом. В просторечии эту зависимость называют шопинголизм или шопоголизм, а людей, страдающих этим недугом, называют шопоголиками.
Опрос проведен с целью анализа состояния потребительского рынка Ростовской области. Наша задача по итогам исследования – разработать и реализовать ряд мер для удовлетворения нужд потребителей и защиты их прав. В ходе исследования 1500 респондентам из шести городов области (Ростов-на-Дону, Таганрог, Азов, Батайск, Новочеркасск, Шахты) было предложено ответить на вопросы анкеты, в том числе о том, какую часть доходов они тратят на продукты питания и по каким причинам совершают покупки.
«Жители области поделились своим мнением о качестве услуг аквапарков, автомобильных заправочных станций, медицинских диагностических центров, детских развлекательных центров, определили лучший торговый центр и магазин одежды. В целом, тенденции, нынешнего года подтверждают прошлогодние. Лидирующая группа факторов, влияющих на решение потребителя, осталась такой же – это личный опыт покупателей, мнение родственников и друзей, а также стоимость товара», – отметил директор департамента потребительского рынка Ростовской области Андрей Иванов.
Интересным для исследователей показался тот факт, что донские потребители рассматривают стоимость товара не изолированно, а в соотношении с качеством. То есть они могут отказаться от услуг той или иной организации в первую очередь из-за низкого качества приобретенного товара и грубости со стороны персонала.
В рамках исследования также было уделено внимание интернет-торговле. По мнению экспертов, этот сектор экономики на Дону продолжает динамично развиваться и расширяться. Опрос показал, что уже около половины потребительской аудитории охвачено интернет-услугами. Большая часть из этой категории, правда, совершала покупки в Сети всего один или несколько раз, но уже около 10% населения делает такие покупки регулярно.
Кстати, именно развитие интернет-торговли, по мнению экспертов, способствует распространению шопоголизма. По статистике, две трети населения развитых стран страдают этой зависимостью. А в тех странах и городах, где розничная торговля развита не столь хорошо, росту статистики по психологической зависимости от покупок способствуют интернет-магазины.
Так же психологи не видят ничего удивительного в том, что шопоголиков становится больше именно в условиях экономической нестабильности. Ведь главная цель безудержного желания делать покупки – это получение кратковременного удовольствия. Таким образом ростовчане и, в большей степени, ростовчанки пытаются получить положительные эмоции на фоне негативного информационного поля.
«Шопоголизм – это зависимость, такая же как курение или алкоголизм. Она лечится. Не просто, как и все зависимости, но лечится. Почему нелегко? Потому что такую зависимость трудно установить. Во-первых, для этого человеку необходимо самому себе признаться в наличии таковой. Во-вторых, причины ее глубины и чаще всего кроются в детстве – чаще всего к шопоголизму предрасположены те, кто недополучил родительской любви. По сути, вещами заменяются эмоции. Суть механизма замещения именно в приобретении, когда вещь становится «твоей», ты получаешь то, чего у тебя не было раньше. Поскольку вещи более доступны и распиарены, их получать намного проще и приятнее, чем истинные эмоции от отношений», – считает психолог Ирина Владыкина.
Первым зависимость «Шопоголизм» обнаружил в 1915 году немецкий психиатр Эмиль Крепелин, «первооткрыватель» шизофрении и маниакальной депрессии. Он заметил, что новый недуг очень похож на прочие виды зависимости, и шопоголики испытывают примерно то же, что и наркоманы.
Граница между простым увлечением походами по магазинам и серьезной зависимостью очень зыбкая. Чтобы понять, не превратилось ли посещение магазинов во вредную привычку, психолог Анна Орлова предлагает ответить самому себе на следующие вопросы:
Является ли желание покупать настолько сильным, что я перестаю контролировать свое поведение?
Испытываю ли я разочарование и злость спустя некоторое время после совершения покупок?
Осознаю ли я, что, находясь в магазине, фактически ничего не выбираю, а только покупаю до тех пор, пока не закончатся деньги?
Не являются ли мои бессмысленные покупки частыми, регулярными и систематическими?
Не возникает ли у меня желания совершить покупку в моменты раздражения, неудовлетворенности, при чувстве одиночества или разочарования?
Появляется ли у меня потребность покупать в те моменты, когда тяжело на душе, скучно или при плохом самочувствии?
Является ли для меня покупка вещей в магазине единственной возможностью отвлечься, развеяться?
Бывает ли так, что я обещаю себе больше никогда в жизни не делать бессмысленных покупок, но потом все же срываюсь?
Я совершаю шопинг в ущерб каким-либо важным делам?
У меня возникает чувство отвращения и злобы на самого себя за бессмысленную трату денег?
Увлечение шопингом влияет на мой образ жизни (частые ссоры в семье, проблемы на работе, размолвки с друзьями и т.п.)?
Если при ответе на эти вопросы у вас получилось как минимум три положительных ответа, то стоит задуматься и принять самостоятельно меры по искоренению зависимости. А если же положительных ответов больше пяти – то это уже повод обратиться к специалисту, так как зависимость «шопоголизм» у вас уже четко сформировалась.
В качестве самостоятельных мер психологи советуют периодические устраивать генеральные уборки в собственном гардеробе, не брать с собой много наличных или оставлять дома кредитные карты, писать список покупок, откладывать приглянувшуюся вещь до утра, чтобы было время обдумать и принять правильное решение.
Фото: Фото с Good-advice.ru