Недавно, акционеры банка «Центр-инвест», входящего в топ-50 крупнейших банков РФ, утвердили новый состав совета директоров. В его состав вошли независимый директор Эрнст Вельтеке, профессор, д.э.н. Василий Высоков, к.э.н., доцент Татьяна Высокова, доктор права Майкл Ноэмайер, Андреас Цайслер. Новыми членами совета директоров стали доктор Ханс Унтердорфер и Ольга Высокова. О том, что данное событие означает для банка и как оно скажется на клиентах, рассказала Ольга Высокова.
– Что для банка «Центр-инвест» и для вас конкретно означает вступление в должность члена совета директоров банка?
– Для меня это безусловно большая честь и ответственность. У руководителя всегда должна быть самодисциплина, самоотдача и работоспособность во много раз больше, чем у рядового сотрудника. Я очень рада этому повышению в карьере, новому вызову в позитивном смысле этого слова. Это не было для меня сюрпризом или бонусом. Я думаю, что я готова для этой работы, так как шла к этой ступени планомерно.
То, что мне предложили войти в совет директоров, подтверждает нашу идею преемственности бизнеса. Мы – за семейные бизнес-династии. Мы за то, чтобы дети, получив образование за рубежом, поработав в западных компаниях и накопив опыт, приходили в бизнес родителей и реализовывали лучшие идеи здесь – на юге России. Я не хочу работать на другой банк, другую компанию или куда-то уезжать. Я хочу все знания, которые получила в МГИМО, в бизнес-школе в Лондоне, стажируясь и работая в других заграничных компаниях, реализовывать и внедрять здесь на своей малой родине. И самое главное, я хочу быть причастна к изменениям нашего региона, чтобы оставить свой след в этой жизни. Это самая большая награда за работу.
– Ольга, расскажите, чем вы занимались до этого и что будете курировать сейчас?
– До этого я занимала пост заместителя председателя правления и курировала отношения с банками и финансовыми институтами, от которых мы – «Центр-инвест» – получаем финансирование, развивала отношения с акционерами, курировала вопросы казначейства. Теперь к этим обязанностям добавятся новые – стратегические.
– А вообще чем занимается совет директоров банка?
– В любой стране есть исполнительная и законодательная власть. Так вот, исполнительная власть в банке – это правление, а законодательная – это совет директоров. Совет директоров определяет территориальную и бизнес стратегию развития банка, утверждает операционную деятельность, дает советы, на каких сегментах рынка и продуктах концентрироваться. Так же совет директоров утверждает результаты годовых отчетов, распределяет прибыль, определяет дивиденды, назначает людей на ключевые позиции топ-менеджмента и еще много других стратегических вопросов.
– Планирует ли банк «Центр-инвест» расти и расширять свое географическое присутствие?
– Если мы говорим о росте банка, то важно знать, что он у нас органический. Что это означает? Мы не увеличиваем капитал нашего банка за счет дополнительного выпуска акций, дополнительной эмиссии, мы не привлекаем новых акционеров, которые бы привнесли новый капитал в банк, за счет которого мы могли бы расширить нашу кредитную деятельность. А мы просто много и целеноправленно работаем целый год, в конце которого часть заработанной прибыли мы выплачиваем на дивиденды нашим акционерам, а основную часть этой прибыли мы добавляем в наш капитал. Вот это называется органический рост, устойчивый рост в рамках своих возможностей. То есть мы растем, но ровно на столько, сколько мы зарабатываем. Он не агрессивный. Он не спекулятивный. Он здоровый, соизмеримый с силами и возможностями организации, без рывков и ненужных рисков. Акционерам это нравится. Потому что рост довольно-таки большой получается – около 20% в год. И это замечательно.
Расширение деятельности на другие территории банк пока не планирует. Мы останемся на юге России. Это наш регион, который мы понимаем, знаем и умеем управлять нашими региональными рисками. Концентрация банков в крупных городах очень большая и приходить туда нужно с чем-то кардинально новым. А это сложно, затратно и рискованно. Регион у нас большой (не считая республик Северного Кавказа, в которых мы не открываем наши филиалы) – 16 млн человек. Это как две Австрии, между прочим. Нужно просто идти глубже в регионы, нужно делать большую концентрацию на клиента. Федеральные банки смотрят только на большие города, а нам интересно идти в города до миллиона. Поэтому расширение географии произойдет только в рамках юга России в виде открытия новых офисов.
– Готовит ли «Центр-инвест» выпуск новых продуктов на рынок, ведь вы своего рода законодатели банковской моды?
– Мы всегда движемся на полкорпуса впереди. Действительно, мы были первыми, кто начал заниматься выдачей кредитов для женщин-предпринимателей. Мы были первыми, кто стал заниматься стартапами. До нас это считалось неинтересным, малодоходным и рискованным. Но мы ведь не из тех банков, которые зарабатывают на клиенте. Мы готовы обучать. Мы понимаем, что должны вырастить и научить молодежь, потому что они – наши будущие клиенты, наш будущий малый бизнес, наша экономика. А для нас – это социальная ответственность бизнеса.
Мы первые стали заниматься энергоэффективностью предприятий. Многие банки пытаются перенять наш опыт, но пока ни у кого не получается. Мы ведь не просто приходим в красивом костюме на предприятие на экскурсию – мы вникаем в производственный процесс и дотошно разбираемся в ситуации вместе с консультантами из немецкой компании, которых представляет нам «Европейский банк реконструкции и развития». Для клиента этот энергоаудит совершенно бесплатный. Но главное, мы даем дельный совет, а не просто предлагаем: «возьми деньги и купи что-то». Именно это нас отличает от других банков. То же самое касается и сельского хозяйства.
Нам повезло, что у нас есть западные акционеры, которые передают нам свой опыт, свою ментальность, и мы стараемся использовать лучшую мировую практику на юге России. И этот акцент на социальную ответственность бизнеса – это тоже западная тенденция. Кстати, в этом году мы сделали свой первый «Отчет по устойчивому развитию–2012». Он о том, что мы делаем, как бизнес, для нашего общества и для региона. И я думаю, что каждой компании нужно ставить перед собой не только классические цели (повышение стоимости компании для акционеров), но и стремиться оставить свой след в этой жизни. Хороший след.
– Тогда, наверное, стоит спросить у вас, какие сейчас тенденции в банковской сфере Европы и что может прийти в Россию в ближайшем будущем?
– Скорее всего не они к нам что-то принесут, а мы к ним придем в скором будущем. В Европе политический и экономический кризис, плюс к этому ужесточен наблюдательный контроль за банками и их капиталом (Базель 3). В итоге европейские банки боятся осуществлять кредитную деятельность, боятся риска реального сектора экономики. Ведь для этого нужно делать огромные резервы, резервы из капитала, а капитал уже на пределе из-за новых требований. В общем, сейчас банкам в Европе кредитованием заниматься неинтересно. Они больше ориентированы на комиссионные доходы (гарантии, торговое финансирование, платежи) там, где минимальные риски. В связи с этим европейская экономика (80% которой составляют малые и средние предприятия) страдает от нехватки кредитных средств. И когда я оказываюсь там на конференциях и мероприятиях, меня всегда спрашивают, когда мы откроем свой филиал у них. Возможно, такое и случится в будущем.
Более того, в Европе практически 100% населения пользуются кредитными продуктами, и там больше идет акцент на психологию продаж. То есть на том, как клиента к себе заманить или как ему тот или иной продукт продать. Для нас это не так актуально. Банкам в России пока еще нужно привлекать новых реальных клиентов, а потом уже думать о психологических нюансах, так как больше чем у половины населения России все еще нет банковского счета.
Но все же есть одна интересная западная тенденция, над которой наши специалисты уже работают. Это касается кредитных карт. Суть в том, чтобы клиент сразу видел, сколько он платит за этот продукт в рублях. Мы хотим уйти от процентов и прийти к конкретным суммам. Не все люди имеют финансовые калькуляторы, да и финансовая грамотность оставляет желать лучшего. А мы всегда открыты клиенту и честны с ним.
– Какие направления – ваши флагманы? И сохранятся ли они в следующем году?
– Наш бессменный флагман – это малый и средний бизнес. Мы начали работать в этом направлении еще в 1997 году, и сейчас доля кредитов МСБ в нашем портфеле около 50% и кредитный портфель продолжает расти. За первое полугодие 2013 года он вырос на 20% и это на фоне экономического спада в стране. Второй наш флагман – это кредитование населения по низким процентным ставкам.
Кстати, у нас недавно появился один интересный продукт – энергоэффективный кредит для населения. Если клиент хочет вместо старой бытовой техники купить, например, новый холодильник или стиральную машинку класса «А» (это значит, что такая техника будет потреблять меньше электроэнергии, меньше наносить вред экологии и т.д.), то на это энергоэффективное оборудование мы можем дать кредит физ лицу под низкую процентную ставку. Мы за то, чтобы люди учились считать свои деньги, чтобы они приходили в банк и брали осознанные кредиты под приемлемые для них проценты.