В скором времени стоимость билетов у российских авиаперевозчиков может снизиться. Однако экономия обернется для пассажиров некоторыми неудобствами. Минтранс выступил с инициативой об исключении из стоимости авиабилета оплаты питания на борту и провоза багажа и уже подготовил соответствующие поправки в Воздушный кодекс. Кроме того, пассажиры лишатся возможности сдать забронированный авиабилет.
Поправки к Воздушному кодексу ведомство планирует утвердить до конца года. Как только изменения вступят в силу, за обед в самолете и провоз багажа пассажирам придется вносить дополнительную плату. Правда, по оценкам экспертов, отказ от горячего питания на борту не сулит существенной экономии: доля этой статьи расходов составляет не более 200-300 рублей в стоимости авиабилета в экономклассе. А вот затраты на провоз багажа более существенные, ведь тариф на обработку багажа включает сортировку, погрузку и разгрузку, а также хранение невостребованных чемоданов в течение 48 часов.
Снизить тарифы на авиаперевозки предлагается также за счет запрета на возврат купленных ранее авиабилетов. По информации Минтранса, сейчас около 8% выкупленных билетов сдается перед вылетом, что приносит авиакомпаниям убытки на десятки миллиардов рублей, которые они перекладывают на пассажиров, предусматривая таковые в стоимости билетов. Когда норма о невозвратных билетах будет принята, авиакомпании смогут устраивать распродажи дешевых билетов, не боясь, что они будут возвращены. Это позволит перевозчикам снизить стоимость билетов на 25%.
Сейчас по федеральным правилам, в случае, если пассажир отказывается от перелета более чем за 24 часа до вылета, удерживается только сбор за операцию возврата. Штрафов быть не должно. Сбор удерживается при отказе от перевозки менее 24 часов и должен составлять не более 25%.
Впрочем, как отмечают представители авиакомпаний, стоимость авиабилетов не представляет собой некую фиксированную сумму. Согласно тому же Воздушному кодексу РФ работа авиакомпании строится на очень сложной системе тарифов, которые устанавливаются перевозчиками самостоятельно и не регулируются государством. То есть совершенно неверно предполагать стоимость авиабилета в зависимости от расстояния. Сейчас бывают ситуации, когда шесть часов полета могут стоить, как двухчасовой перелет.
«Авиаперевозчики могут включать или не включать в тарифы ряд сборов, например, такие, как сбор за бланк билета. Он связан с желанием авиакомпаний приучить пассажиров пользоваться электронными билетами, и сегодня многие уже отказываются от «бумажных» бланков, людям достаточно, чтобы им просто сбросили подтверждение на электронную почту. Также необязательным является топливный сбор. Он был введен из-за резкого роста тарифов на топливо, и сейчас, когда цена стабильна, многие перевозчики, в том числе и наша компания, от него отказались. Есть сбор за бронирование, бывают аэропортовые сборы – их устанавливают государства, в которые мы выполняем рейсы. Все тарифы обязательны для опубликования», – прокомментировала руководитель службы продаж авиакомпании «Уральские авиалинии» Алла Новоселова.
Кроме того, тарифы могут быть в одну сторону или туда-обратно. И здесь можно сэкономить самостоятельно. Перевозчик заинтересован, чтобы пассажир воспользовался самолетом авиакомпании при перелете назад, и дает клиенту скидку. Также стоит знать, что перелет с пересадкой может обойтись в ряде случаев дешевле, чем прямой перелет. Это связано с тем, что любой перевозчик прогнозирует свою прибыль, и иногда выгодно организовать именно трансферные перевозки для привлечения пассажиров к авиакомпании. Причем необязательно, что оба рейса выполняет одна авиакомпания. До аэропорта стыковки может доставлять один перевозчик, а далее – другой. В этом случае, чтобы сделать перелет более привлекательным, могут быть специальные цены, и пассажир получает более привлекательный тариф.
В Минтрансе отмечают, что выдвинутые поправки послужат благоприятной средой для развития лоукостеров – авиаперевозчиков, которые устанавливают тарифы за перевозки на грани рентабельности. В «Аэрофлоте» же считают, что для того, чтобы эта бизнес-концепция прижилась в России, необходимо не только одобрить все выдвинутые предложения, но и снять ограничения по найму пилотов-иностранцев. «По таким правилам работают ведущие западные авиаперевозчики. Если в России разрешить продавать часть билетов по крайне низким тарифам, но без возможности сдать его обратно, уже только одно это позволит снизить стоимость авиабилетов в экономклассе как минимум на 10%», – сообщили корреспонденту сайта в пресс-службе авиаперевозчика.
Однако, как отмечают эксперты, главной помехой для появления действительно дешевых авиабилетов является совершенно неразвитая сеть аэропортов местного значения, на которых обычно и приземляются самолеты «бюджетных» авиакомпаний.
Фото: Фото с сайта Мslogist.ru