Планы на бархатный сезон у ростовчан омрачены событиями с московским туроператором «ЧерриТур». Из-за финансовой несостоятельности компании пострадали более 150 россиян, отдыхавших в Хорватии. Бездействие директора компании привело к тому, что, приехав на курорт, туристы обнаружили, что брони в гостинице аннулированы, а обратный самолет за ними не прилетит. На помощь пришли «Ростуризм» и недавно созданная организация «Ростурпомощь». На данный момент все пострадавшие вернулись домой, в том числе 116 туристов из Ростова.
Нужно понимать, что путевки мы покупаем в туристических агентствах, которые являются посредниками между туроператорами и туристами. Туроператор – это, по сути, оптовик, который создает туры: разрабатывает направление, бронирует отели, обеспечивает перевозку туристов к месту отдыха, выкупает места на самолетах и обеспечивает страхование туристов и предлагает их к продаже туристическим агентствам. А они, в свою очередь, уже продают путевки потребителям. Финансовые проблемы могут возникнуть и у тех и у других. Но как правило, проблемы у турагентств случаются, когда (по вине туроператора) им не хватает собственных денежных средств, чтобы вернуть своим туристам стоимость оплаченных туров. А вот проблемы у туроператора напрямую сказываются на качестве предоставляемой услуги. Чаще всего это влечет за собой несвоевременную оплату броней в гостинице, самолетов или вообще полное отсутствие брони. В любом случае и туроператоры, и турагенты осуществляют свою деятельность на основании лицензии – лицензии на туроператорскую деятельность и лицензии на турагентскую деятельность соответственно. При этом и туроператоры, и турагенты с целью обеспечения прав и законных интересов туристов (потребителей туристических услуг) обязаны осуществить финансовое обеспечение своей гражданской ответственности перед ними (гарантия банка или иного кредитного учреждения).
За путешествие туриста всю ответственность несет туроператор, но у турагента тоже есть своя зона ответственности – он в ответе за максимальное информирование туриста о подробностях предстоящей поездки. В то же время, нередко суд заставляет турагентство платить и за «грехи» туроператора. Здесь необходимо знать, кто же на самом деле отвечает за ту или иную составляющую тура. Это прописано в договоре между туроператором и турагентством, с которым можно ознакомиться при покупке путевки, а так же посмотреть лицензиею на туристическую деятельность и ознакомиться с документами, подтверждающими наличие финансового обеспечения и его размер.
Как правило, за неприятности в гостинице, произошедшие даже по вине принимающей стороны, в том числе администрации отеля (если не было оплачено, частично или полностью, проживание в отеле, произошла замена отеля или выбранный отель не соответствовал заявленной категории) несет ответственность исключительно туроператор. Ответственность он же несет и за авиаперевозку (изменение маршрута, отсутствие брони авиабилета в системе перевозчика либо отказ в перевозке).
Если туроператор объявляет себя банкротом, он не может выполнить свои обязательства и понести за это ответственность. В этом случае в действие вступает механизм финансовых гарантий, и туристы могут обратиться с требованием о возмещении убытков непосредственно к организации, предоставившей финансовое обеспечение туроператору. Размер финансового обеспечения составляет минимум 10 млн рублей в год. Если туроператор не выполнил свои обязательства перед большим количеством пострадавших, то он, будучи банкротом, не может удовлетворить их требования, а страховая компания или банк ограничивают свою ответственность размером финансового обеспечения. В результате требования туристов могут остаться полностью или частично не удовлетворенными.
Чтобы решить проблему незащищенности туристов, Госдума еще в апреле планировала создать объединение туроператоров, которые будут иметь компенсационный фонд. В итоге в конце августа более 30 туркомпаний подписали договор о создании объединения туроператоров «Ростурпомощь». Уже принят устав нового объединения, избран директор исполнительного органа – руководитель комитета Ассоциации туроператоров России по аналитике и маркетинговым исследованиям Эдуард Кузнецов. Кстати, к решению вопроса c пострадавшими от «ЧерриТур», как сообщает Atorus.ru, незамедлительно подключился именно Эдуард Кузнецов и оперативно выяснил, с какими авиакомпаниями сотрудничал «ЧерриТур», и начал вести переговоры с другими туроператорами, работающими на этом направлении, о предоставлении самолетов.
Тем не менее, официально «Ростурпомощь» начнет работать не позднее 1 ноября 2012 года, а с 1 мая 2013 года туроператорская деятельность в сфере выездного туризма, которая будет осуществляться без оформления членства в «Ростурпомощи», будет считаться незаконной. В первый год для всех предусмотрен взнос в размере 100 тысяч рублей, затем – 0,1% от годового оборота. На данном этапе учредительные документы поступили в налоговые органы и Минюст на регистрацию, после чего правительство примет решение о присвоении новой организации соответствующего статуса.
Главная задача объединения – оказание экстренной помощи российским туристам за рубежом, в том числе и вывоз наших туристов из другой страны. Некоммерческая организация «Ростурпомощь» сможет распоряжаться минимум 232,2 млн рублей для финансовой помощи находящимся за рубежом соотечественникам.
В соответствии с Законом о туристской деятельности, объединение будет открытым для вступления в него всех туроператоров, работающих в сфере выездного туризма и зарегистрированных в Едином федеральном реестре. Все учредители и иные члены объединения будут иметь равные права и нести равные юридические обязанности в рамках объединения.
Как определить благонадежное турагентство, что бы избежать проблем на отдыхе читайте в рубрике «Комментарий дня».
Фото: Фото с сайта Media.nakanune.ru