В кризис маркетинговая политика большинства субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ) существенно изменилась. Основополагающим фактором изменений стал бюджет на маркетинговые коммуникации: его были вынуждены урезать более половины организаций, представляющих сегмент. Однако нашлись и смельчаки, увеличившие расходы на маркетинговую политику. При этом одним из наиболее эффективных каналов коммуникаций стала Всемирная паутина.
Согласно результатам опроса компании Profi Online Research, в кризис маркетинговая политика большинства субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ) существенно изменилась. Основополагающим фактором большинства изменений стал бюджет на маркетинговые коммуникации. Его были сократили 50% фирм сегмента МСБ. В среднем, сокращения бюджета составили примерно 43%. Небольшая доля предприятий, около 13%, напротив, решили увеличить бюджеты. В среднем, на 36%. Кризис не оказал влияние на маркетинговую политику лишь 1/3 организаций.
По итогам первого года кризиса лишь около 1/3 экспертов сферы маркетинговых коммуникаций указали, что их компании сумели адаптироваться к новым условиям. И только каждая 10 организация оказалась не затронутой влиянием кризиса. Остальные же продолжают страдать от его последствий, пытаясь бороться за свое место под солнцем.
Исследование показало, что многие PR-специалисты в условиях дефицита бюджета все чаще обращают свои взгляды на возможности Интернета как эффективного канала коммуникаций. Анализ данных также показал, что среди тех, кто апробировал и использовал возможности Сети еще до кризиса, многие начали искать новые пути реализации маркетинговых целей посредством возможностей Всемирной паутины.
«В этом году мы решили уйти со всех видов рекламных носителей, кроме Интернета, – рассказал корреспонденту 161bank.ru представитель компании «КонсалтMagic»Игорь Хвостов. – Полиграфия стала дорогим удовольствием. Даже с учетом скидок, которые предлагают многие издания. Мы приняли решение – быть максимально представленными именно в Интернете. Во многом, конечно, это обусловлено спецификой наших клиентов. Те, кто заинтересован в оптимизации бизнес-процессов, как правило, много времени проводят в Сети и именно оттуда черпают информацию. Если бы мы, скажем, занимались продажей пирожных, то, понятное дело, сконцентрировались бы на других видах носителей».
Профессиональные PR-специалисты Ростова убеждены, что возможности Интернета для продвижения у нас используются недостаточно. «Всех возможностей мы просто не знаем, – пояснил председатель ростовского PR-клуба Михаил Макаров. – Интернет сравнительно недавно пришел в нашу жизнь, в то время как возможности наружной, печатной, теле- и радиорекламы изучены специалистами давно. Да и потребитель привык. Подводит, конечно, охват Сетью. Все-таки не так много еще у Интернета ростовских пользователей, как бы того хотелось. Почему провайдеры не спешат – я не знаю. Но что касается использования тех возможностей, что уже есть, то, я знаю, многие мои коллеги активно работают с интернет-аудиторией. Особенно перспективной я вижу нашу блогосферу». Михаил Макаров считает, что часть экономически активного населения утратила некую часть доверия к традиционным СМИ и все чаще предпочитает получать информацию из различных интернет-источников. «Это открывает широкие перспективы, – уверен эксперт. – Прежде всего для PR. Блоги как альтернатива корпоративным сайтам – отличная возможность продвижения своих идей, хотя она и требует совершенного владения профессией, скорее, не пиарщика, а журналиста. Кроме того, в Интернете полно бесплатных сервисов, различных справочников, где тоже необходимо быть. Я уже не говорю о традиционной рекламе в Сети. Спросите своих друзей, где они черпают информацию и как давно они покупали газету или заглядывали в бумажный справочник. Главное в освоении Интернета – не боятся новшеств. Потому что новые возможности – это новые перспективы».