Россияне не готовы отдавать заработанные деньги на благотворительность. Отговорок у граждан немало. Однако основные причины народной «черствости» кроются в наличии собственных финансовых проблем и недоверии к отечественному институту меценатства.
Сегодня Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал результаты соцопроса, согласно которым более половины россиян в последние несколько лет не участвовали в благотворительной деятельности: об этом сообщили 53% опрошенных. Если же в подобных акциях и принимали участие наши сограждане, то чаще всего в форме подачи милостыни – 32%, а также передачи вещей и игрушек в детские дома инвалидов – 18%. Кроме того, 4-5% респондентов вносили средства на счета людям, нуждающимся в помощи, 3-4% – на счета благотворительных организаций и фондов, а 2-4% участвовали в концертах, выставках и аукционах.
Примечательно, что 51% россиян, оказывающих денежную поддержку нуждающимся, тратил на это не более 500 рублей. Главная причина, по которой граждане не оказывают благотворительную помощь ближним, – ворох собственных проблем. Именно так свою неготовность помогать нуждающимся объясняют 55% опрошенных. Значительное же число респондентов, а именно 18%, вообще не верят, что оказанная ими помощь дойдет до адресата и будет использована по назначению.
Между тем в современной России существует немало благотворительных фондов и организаций, которые принимают пожертвования от граждан. Кроме того, фонды активно сотрудничают с крупным бизнесом и ведущими кредитными организациями страны, чтобы расширить «зону действия» акций и кампаний и найти свою целевую аудиторию среди пользователей финансовых продуктов и услуг.
Несмотря на кризис, банки не отказались от благотворительной деятельности. Конечно, некоторые акции пришлось отложить, однако о сворачивании всех без исключения проектов речи не идет. Так, на официальном сайте Сбербанка России существует раздел «Прием добровольных пожертвований», где указаны расчетные счета целого ряда благотворительных фондов, организаций и религиозных учреждений. Помощи ждут дети-сироты, инвалиды, беженцы, деятели искусства и другие нуждающиеся. В этом году в Райффайзен банке сделали акцент на помощи инвалидам, детям-сиротам и престарелым людям, а в ВТБ-24 – на решении экопроблем, поддержке талантливых студентов, образовательных учреждений и социально незащищенных групп общества. «Альфа-Банк» на этой неделе анонсировал проведение благотворительного аукциона в пользу фонда спасения тяжело больных детей. Представленные на аукционе лоты – оригинальные вещи, сделанные руками известных людей. Приобрести понравившуюся вещицу ручной работы, а также фотографии знаменитостей или картины может любой желающий.
Скептики скажут: PR. Истинные благодетели не кричат о добрых делах на каждом углу. Участники и организаторы благотворительных акций ответят: парадоксально, но именно громкие имена и бренды помогают привлечь к тому или иному проекту большее количество людей. А это куда более внушительные средства и как следствие число спасенных жизней.
Как отмечает директор по информационной политике и связям с общественностью «Альфа-Банка» Леонид Игнат, в благотворительных программах участвуют не только сотрудники банка, но и партнеры. «Аукцион – это шанс помочь больным детям и приобрести предмет, представляющий личный интерес», – комментирует форму проведения акции господин Игнат.
А президент фонда «Линия жизни» Фаина Захарова говорит, что было бы хорошо, если бы граждане почаще помогали друг другу. «Мы все в этом мире рядом, рука об руку, и если очень многим людям, маленьким или большим, природе или животным вокруг плохо, поверьте: это касается и нас. Но самое главное, что это не безнадёжно, каждый в силу своих возможностей может изменить наш мир к лучшему. Просто об этом хорошо бы чаще задумываться».
За последние десятилетия, когда наша страна переживала сложный период смены экономической и политической модели, тяжелые реформы и становление рынка, тема благотворительности стала, пожалуй, одной из наиболее уязвимых.
«В огромном количестве случаев благотворительные дела носили весьма сомнительный характер, – говорит руководитель исследовательских проектов Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) Кирилл Гордеев. – Безусловно, если говорить об эволюции российского бизнеса в плане отношения к благотворительности, очевидно, что определенные позитивные подвижки есть, и благотворительность, меценатство, дела на благо страны, помощь бедным в среде крупного бизнеса сейчас получают определенное распространение, становятся элементом корпоративной деловой этики».
Возвращаясь к результатам опроса ВЦИОМ, можно констатировать, что в отличие от бизнеса и банков, граждане нашей страны в минимальной степени готовы к благотворительности. По мнению экспертов, сложившаяся тенденция вполне объяснима.
«Конечно, желание помогать не зависит напрямую от социального статуса и материального положения. Но все же, наверное, имеет смысл говорить о том, что готовность жертвовать появляется тогда, когда «есть, чем помогать». А на сегодня широкие слои нашего населения характеризуются низким уровнем благосостояния, низкими доходами, бедностью, – поясняет Кирилл Гордеев. – Кроме того, в сегодняшнем российском обществе, думаю, пока нет «культуры благотворения», или она только начинает становиться и возрождаться. Но это долгий процесс».
При этом кризис практически никак не повлиял на благотворительную активность россиян. Она, по мнению экспертов, традиционно находится на невысоком уровне.
«Во-первых, это может быть обусловлено достаточно невысоким уровнем жизни основной части населения в целом и их устойчивым мнением, что помогать – это обязанность обеспеченных граждан, – полагает инвестиционный консультант ИК «Финам» Андрей Сапунов. – Во-вторых, нежелание населения поддерживать нуждающихся обусловлено недоверием: зачастую непонятно, действительно ли требуются деньги, скажем, на операцию либо проситель имеет отношение к какой-либо из множества действующих криминальных групп. В результате действий мошенников страдают люди, которые действительно нуждаются в финансовой помощи».
Тем не менее, как отмечает господин Сапунов, у граждан всегда остается возможность оказывать адресную помощь напрямую: детским домам, интернатам, больницам – и через специальные фонды – некоторым гражданам. Что же касается доверия населения специальным программам, то оно достаточно высокое, однако ощущается нехватка информационной поддержки – многие граждане просто не знают о подобных проектах. «Мы полагаем, что активная, если можно так сказать, «раскрутка» данной темы позволила бы населению более активно участвовать в поддержке нуждающихся», – резюмирует Андрей Сапунов.