Многоуровневая система проверки документов, предоставляемых участниками ДТП по фактам наступления страховых случаев, функционирует в ООО «СГ «Адмирал» с момента введения ОСАГО. Она включает специализированную службу безопасности, сотрудников отдела выплат, проверяющих документы при фактическом рассмотрении материалов и решении вопросов о признании страховых случаев, а также службу аджастеров – аварийных комиссаров, которая оказывает оперативную поддержку СБ. Аджастеры обеспечивают СБ и специалистов урегулирования информационной базой в виде фотографий обстановки на месте ДТП.
«С помощью служб безопасности разрешаются проблемы безопасности страхового бизнеса в целом. В сфере противодействия страховому мошенничеству с помощью квалифицированной службы безопасности можно решить одну важную проблему – это контроль над убытками», – комментирует генеральный директор ООО «СГ «Адмирал» Алла Киселева.
Пути реализации мошеннических схем различны. В области ОСАГО – инсценировка ДТП, то есть страхового события, подделка схемы дорожной ситуации. В области автокаско – как инсценировка страхового события, так и сговор со страховым агентом.
Конкретного портрета мошенника, по мнению специалистов «Адмирала», не существует. Этот вид мошенничества носит латентный характер ввиду очень малого числа прецедентов, доведенных до суда и приговора. Поэтому статистики МВД по борьбе со страховым мошенничеством и исследований на эту тему нет. «Лишь в общих чертах можно определить, что страховой мошенник – этот тот человек, который желает получить незаконное денежное благо в виде страхового возмещения», – считает Алла Киселева. Люди, подверженные искушению применить мошеннические схемы, принадлежат к самым разным слоям общества.
Страховым мошенником может быть и простой рабочий, но также на это может пойти и крупный бизнесмен. Разницу можно уловить в отношении к противодействию со стороны СБ страховщика. Простой рабочий, получив отказ в выплате страхового возмещения на основании подозрения в мошеннических действиях, на этом и успокоится. А весомое лицо может идти вплоть до суда, и уже там – в суде, доказывать, что страховщик оказался не прав в своем решении. В таких судебных разбирательствах СБ совместно с юридической службой успешно отстаивают свою позицию.
Наиболее распространенные примеры мошеннических действий – это фальсификация обстоятельств ДТП, инсценировка страховых случаев по ОСАГО.
«Зачастую сталкиваемся с банальным «переигрыванием» дорожной ситуации относительно степени виновности участников ДТП в конкретной ситуации, – комментирует начальник службы безопасности «СГ «Адмирал» Сергей Долженко. – К примеру, если в ДТП усматривается однозначная вина «девятки», которой дорогу подрезала «Мазда», то в документах ГАИ, предоставляемых в нашу службу урегулирования, выглядит данная картина уже иначе. Исходя из документов ГАИ, в данном ДТП виновен водитель «девятки». Объясняется просто – у «девятки» ущерб от повреждений в результате ДТП не превышает 10-15 тысяч, а «Мазда» разбита на кругленькую сумму».
Случаев уголовного преследования мошенников по инициативе «Адмирала» в 2007 году не было. Такие прецеденты, как правило, решаются в доследственном порядке путем беседы и аргументации. Но информация о таких попытках мошеннических действий и их организаторах распространяется по многим страховым компаниям путем обмена информацией в рамках создаваемой страховщиками единой базы данных.
Имеется ряд случаев, когда эта информация помогала другим страховщикам предотвратить незаконное получение страховых выплат мошенниками. Эти результаты выражены, в том числе в разоблачении организованной группы страховых мошенников, действовавшей до последнего времени на территории Ростовской области.