Межрегиональная факторинговая компания «Траст» планирует в 2008 году вывести на российский рынок инновационную услугу ABL-финансирования. По мнению специалистов банковского холдинга «Траст», ABL сегодня является одним из самых перспективных финансовых продуктов, требующих высокого профессионализма и уникального IT-обеспечения от факторинговых компаний. Эксперты полагают, что отсутствие конкуренции в части предоставления данной услуги в России обеспечит продукту высокий спрос у потребителей – торговых и производственных компаний страны.
Как сообщили корреспонденту 161bank.ru в пресс-службе холдинга «Траст», ресурсы межрегиональной факторинговой компании, входящей в его структуру, позволяют предлагать клиентам новую услугу: компания планирует внедрить ABL-финансирование уже к концу 2008 года. С одним условием – результаты проводимых аналитических исследований должны подтвердить благоприятную конъюнктуру рынка и высокий спрос на данный продукт.
Главным отличием ABL от банковского кредита является определение суммы финансирования. Не только исходя из анализа бизнеса клиента, но и на основе оценки всех видов активов, находящихся на балансе предприятия и рассматриваемых в качестве обеспечения сделки. Учитывается все, что имеет рыночную стоимость: основные средства, уступленные права требования, товарно-материальные ценности, а также нематериальные активы.
ABL-финансирование предоставляется не только за счет уступки права денежного требования – дебиторской задолженности – но и в счет товарно-материальных запасов, коммерческих контрактов, оборудования и так далее.
Принцип небанковского финансирования под различные активы (ABL – Asset-Based Lending) является новаторским не только для российского рынка факторинга, но и для многих европейских стран. В большинстве европейских государств такая услуга существует не более пяти лет, а сама практика впервые появилась в США, где успешно развивается вот уже более 20 лет.
По словам заместителя председателя правления Национальной факторинговой компании Антона Мусатова, на сегодняшний день ни один из игроков рынка факторинга не включил в список своих услуг ABL. Причина заключается в том, что этот продукт довольно сложный. Он требует наличия соответствующей инфраструктуры и иных технологий, отличных от тех, которые сегодня применяются на рынке. «Структура ABL-сделки требует специализированного подхода в системе риск-менеджмента, соответствующей IT-платформы и компетенций. Кроме того, ABL-финансирование, согласно мировой практике, – это ссуда под залог актива, а таким видом деятельности в Российской Федерации по закону могут заниматься только кредитные организации с банковской лицензией. Если факторинг – это финансирование под дебиторскую задолженность, то ABL позволяет «дофинансироваться» свыше дебиторской задолженности при сохранении факторингового, а не банковского подхода к риск-менеджменту. То есть здесь оценивается ликвидность активов в обеспечении, а не финансовое положение клиента», – пояснил зампред правления НФК.
По мнению Антона Мусатова, есть все основания полагать, что новая услуга будет пользоваться спросом и в России. «Продукты из факторинговой группы выводились на отечественный рынок постепенно: сначала преобладал факторинг с регрессом, сегодня все большей популярностью пользуется факторинг в виде покрытия кредитных рисков (безрегрессный). Только у нас в компании в 2007 году данный вид услуги в общей структуре потребления превысил 30%. Объем продаж продукта «Факторинг-Гарант», предусматривающий поручительство НФК за дебиторов клиента, возрос более чем в четыре раза. Теперь, очевидно, настанет время ABL», – констатировал эксперт.
Он отметил, что одним из ключевых преимуществ ABL для клиентов является возможность получить заемные средства по принципу «одного окна». То есть вместо того, чтобы работать одновременно с несколькими банками и факторами, потребитель услуги может получить денежные ресурсы у факторинговой компании под обеспечение всевозможных активов и на различные сроки. Например, краткосрочные деньги в счет дебиторской задолженности, среднесрочные или долгосрочные средства – под обеспечение внеоборотных активов. «А главное – факторинговая компания будет смотреть на качество активов клиента, а не на его бухгалтерский баланс, и даст денег для бизнеса на порядок больше, чем универсальный коммерческий банк», – резюмировал г-н Мусатов.