Косметика, посуда, тренажеры, игрушки, книги, мебель – сегодня почти любую вещь можно купить дистанционно. То есть заказав по каталогу с доставкой на дом. Однако не все любители такого вида покупок хорошо осведомлены о применении специальных правовых норм российского законодательства при приобретении товаров дистанционным способом продажи.
Для нашего потребителя дистанционная форма продаж – явление относительно новое. Ее особенность состоит в невозможности непосредственного ознакомления с товаром при заключении договора купли-продажи. Человек приобретает товар лишь на основании предложенного продавцом описания, содержащегося в каталогах, буклетах, проспектах, фотоснимках, посредством телевизионной, почтовой, радиосвязи. Покупатель, зная о такой форме продаж, в большинстве случаев не решается ею воспользоваться, боясь стать жертвой недобросовестного продавца. По мнению юристов, условия таких продаж, распространяемые продавцами, как правило, в рекламе с предложением о заключении договора купли-продажи того или иного товара, очень запутаны, излагаются двусмысленно, вводят в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товара, а иногда являются просто обманом.
Как показывает практика, наибольший процент обращений недовольных потребителей, воспользовавшихся услугами дистанционной формы продажи, приходится на жалобы на отсутствие информации о товарах, заказываемых по каталогам, теле- и радиорекламе, что приводит к приобретению товаров, не обладающих необходимыми для потребителей свойствами. Имеют место факты введения потребителя в заблуждение относительно потребительских свойств товаров медицинского назначения, таких как тонометры, различные массажеры, биологически активные добавки к пище, которые, как правило, доставляются непосредственно потребителю. В большинстве случаев покупатели – очень доверчивые люди.
В свою очередь, покупки через Интернет, по каталогам обладают и определенными преимуществами, одним из которых является цена товара. К примеру, обращаясь на сайт производителя товара или оформляя заказ по каталогу, покупатель получает возможность приобрести выбранный товар по более низкой цене производителя, исключая торговые надбавки, устанавливаемые в стационарном магазине. Положительным фактором является доставка товаров в срок, оговоренный сторонами, независимо от того, крупногабаритная это техника или же книга, товары доставляются в удобное для потребителя место. Доставка является дополнительной услугой: продавец может потребовать возмещения стоимости как курьерской, так и почтовой доставки.
Правоотношения, возникающие между потребителем и продавцом при дистанционной форме продажи, обладают определенной спецификой и требуют применения специальных правовых норм. В частности, в законе «О защите прав потребителей» предусмотрена специальная статья №26 – «Дистанционный способ продажи товара», которая призвана упорядочить соответствующие отношения между продавцом и покупателем, обеспечить защиту потребителю путем возложения на хозяйствующего субъекта дополнительных обязательств.
Исходя из положений статьи, продавец до заключения договора обязан предоставить информацию об основных потребительских свойствах товара, о месте нахождения, организационно-правовой форме предприятия-продавца, месте изготовления товара, об условиях приобретения товара, цене, доставки, порядке оплаты, сроках действия предложения о заключении договора. Данная информация должна быть достоверной и исключать возможность введения потребителя в заблуждение. Стоит отметить, что эти сведения являются существенными условиями для заключения договора купли-продажи при удаленной торговле. Поскольку предложения о дистанционной продаже, адресованные неопределенному кругу лиц, следует рассматривать как публичную оферту. А ее принятие, согласно Гражданскому кодексу, создает договор и порождает обязанность его исполнения.
В момент доставки товара покупателю в письменной форме должен быть предоставлен необходимый объем информации, предусмотренный статьей 10 закона РФ «О защите прав потребителей», а также сведения о порядке и сроках возврата товара. При дистанционном способе продажи покупатель может отказаться от товара в любой момент до его передачи или в течение 7 дней после передачи. Это время увеличивается до трех месяцев, если в письменной форме в момент доставки товара сроки не были оговорены.
В соответствии с законодательством потребитель имеет право отказаться от приобретения, если возвращаемый товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства, товарный вид, ярлыки. При отсутствии документов, подтверждающих факт и условия приобретения товара, потребитель имеет право ссылаться на свидетельские показания. Следует отметить, что отказ от товара надлежащего качества невозможен в том случае, если он имеет индивидуальные свойства, то есть, товаром может пользоваться только определенный приобретающий его покупатель.
Законом установлен десятидневный срок возврата потребителю денежных средств, выплаченных по договору. Из данной суммы продавец имеет право вычесть свои расходы на доставку возвращаемого от потребителя товара.
В случае, когда заказанный по каталогу диск, шампунь, чайник или пиджак оказался ненадлежащего качества, покупатель может воспользоваться правами, оговоренными 18–24 закона «О защите прав потребителей».
Отсутствие информации, предусмотренной законодательством, является основанием для привлечения продавца к административной ответственности согласно статье 14.8 «Кодекса об административных правонарушениях РФ».
Остается добавить, что, принимая решение о покупке, необходимо ориентироваться на известных изготовителей и продавцов. При возникновении сомнений желательно проверить регистрацию продавца в государственном реестре юридических лиц. При отсутствии какой-либо информации, предусмотренной законом, покупатель может отказаться от заключения договора, чтобы не стать жертвой недобросовестных продавцов.