17 октября четверг
СЕЙЧАС +14°С

Синяки за рулем: клеймить, казнить, сажать?

Поделиться

Правило «выпил – за руль не садись» в России никогда особо не работало. Но то, что творится на дорогах в последнее время, иначе как пьяным беспределом не назовешь. Каждый день в стране происходит порядка 40 аварий по вине «синих» автолюбителей, и с каждым годом их число растет. Общественность негодует и предлагает изощренные способы наказаний: от клейма на лоб до отрубания рук. Депутаты и чиновники не столь радикальны, но тоже предлагают все новые санкции. Только за последний год законотворцы вынесли на обсуждение как минимум пять предложений, призванных хоть как-то «отрезвить» русских алководителей

Сел пьяным за руль – сел в тюрьму

Совсем недавно Госдума приняла в окончательном чтении закон, вводящий уголовную ответственность за пьяное вождение. Рецидивистам, повторно севшим за руль в нетрезвом виде, будет грозить лишение свободы до двух лет. Такая норма начнет действовать с 1 июля 2015 года. Кстати, кроме тюрьмы закон предусматривает и альтернативное наказание: штраф от 200 до 300 тысяч рублей или доход виновного за период от одного до двух лет, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо принудительные работы на срок до двух лет. Важно, что такое же наказание будет автоматически действовать и для тех, кто повторно отказался проходить медицинское освидетельствование.

В случае, если пьяный водитель совершит ДТП с летальным исходом, его ждет лишение свободы от двух до семи лет или от четырех до девяти, если погибнут два человека и более. А пока что за вождение в нетрезвом виде и отказ от медосвидетельствования грозит лишь административная ответственность – 30 тысяч рублей штрафа и лишение прав от полутора до двух лет. При повторном нарушении – 50 тысяч и лишение прав на три года.

Машину отобрать и продать

Идея отбирать автомобили у пьяных водителей обсуждается в Госдуме уже не первый год. Варианты лишения «колес» предлагаются разные. К примеру арестовывать авто пьяного водителя и держать в заложниках на штрафстоянке, пока тот не уплатит залог в 50 тысяч рублей. Более радикальный вариант, предложенный заксобранием Оренбургской области, предполагает автомобили «синяков» не просто конфисковать на время, а «принудительно и безвозмездно обращать в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ». С похожей инициативой выступала ЛДПР, предлагавшая изъятые автомобили продавать на аукционах, а вырученные деньги отдавать пострадавшим в «пьяных» ДТП.

Однако все эти законопроекты были отклонены по нескольким причинам. Во-первых, не всегда выпившие граждане садятся за руль именно своего авто, и такие нарушители отделаются только штрафом или лишением прав. А, во-вторых, применение конфискации пока что невозможно из-за особенностей нашего гражданского права.

Только с начала года в России произошло более 14,3 тысячи «пьяных» ДТП – на 11% больше, чем в прошлом. Количество погибших в этих авариях выросло еще больше – на 21%. За 11 месяцев по вине алководителей погибло около 2700 человек и ранено более 20 тысяч.

В пешеходы на всю жизнь

Ну, и раз уж лишить пьяниц машин не удается, законодатели предлагают отбирать у нарушителей права. Навсегда. Депутат Госдумы Олег Нилов выступил с инициативой пожизненного лишения водительских прав пьяных автомобилистов, сбивших насмерть пешеходов. Аналогичные санкции грозят и любителям спиртного, совершившим ДТП с летальным исходом. Нилов также настаивает, что кроме пожизненного лишения прав пьяницам грозит полная конфискация имущества. В первую очередь у виновников смертельных ДТП необходимо изымать автомобили, которые, по мнению депутата, являются орудием убийства.

Однако некоторые эксперты считают, что предлагаемые меры не повлияют на количество смертельных ДТП, поскольку многие и так ездят без прав, а автомобили оформляют на родственников.

«Отучить от вождения в пьяном виде позволит только долгосрочная, а лучше постоянная социальная рекламная кампания по соблюдению ПДД на всех государственных телеканалах, – уверен председатель Ярославского областного отделения ФАР Сергей Терехин. – Ужесточать законодательство, конечно, нужно, приравнивая пьянку за рулем к умышленному преступлению. Но тогда мы полстраны посадим в тюрьму. И будет вымогательство, взятки вырастут многократно... Поэтому только образовывать и просвещать. Долго и упорно. Нужно осознание проступка, а его принудительно не добьешься».

Боль и унижение

На воспитательный эффект и общественное порицание уповают и в Хакасии. Там портреты нетрезвых водителей будут публиковать в СМИ. Для этого на местных телеканалах и в печатных изданиях планируют создать специальные рубрики, а в муниципалитетах – «Доски позора».

«Огласить весь список» предлагает и Генеральная прокуратура РФ. Там разработали и направили на рассмотрение в кабинет министров предложения о создании единого реестра лиц, которым запрещено управлять автомобилем. В том числе, больных алкоголизмом, наркоманией и психическими расстройствами. Предполагается, что этот список будет интегрирован с базами ГИБДД и позволит выявить граждан, которые умышленно скрыли наличие противопоказаний, проходя водительскую медкомиссию.

Создание реестра поручено Минздраву России, и там уже занимаются разработкой регистра «проблемных» граждан. Сейчас его тестируют в пилотных регионах – Омской и Белгородской областях. Со следующего года обещают запустить всю систему. Пока же, по данным Генпрокуратуры, алкоголики, наркоманы и психи регулярно получают водительские права – за последние три года их было выявлено 50 тысяч.

Лечить нельзя наказывать

А вот замминистра внутренних дел РФ Виктор Кирьянов считает, что пропаганда здорового образа жизни и кампании, нацеленные на борьбу с пьянством за рулем, недостаточно воздействуют на злостных нарушителей. «Предупредительные меры? Ну что предупреждать, когда по пять раз в год один и тот же человек попадается за вождение в нетрезвом виде? А потом совершает ДТП, и в результате погибают люди. Просто есть такая категория людей, которым все «по барабану». Если человек попадается по 5-6 раз в год, значит он не здоров и не должен находиться за рулем автомобиля», – уверен зам главы МВД.

Примерно так же решили члены Общественной палаты и предложили возродить принудительное лечение от алкоголизма для правонарушителей. Врачевание должно стать альтернативой уголовному наказанию в отношении пьяных водителей и мелких воришек, которые совершают кражи под «мухой». По мысли общественников, такая новация позволит разгрузить тюрьмы и не допустить повторных нарушений закона. Однако сделать это будет непросто.

«Слова «лечение» и «принудительно» несовместимы. Принудительно можно человека изолировать от общества, вылечить человека принудительно ни от чего нельзя. Хочет бросать пить – мы ему поможем, не хочет – вопрос этот не к врачам, а, в первую очередь, к родственникам, и это довольно сложная история», – считает психиатр и врач-нарколог Александр Данилин.

Конечно же, среди перечисленных предложений нет какого-то универсального способа решения проблемы. И все-таки, наилучшим методом нам кажется принцип «начни с себя». Поэтому, если вы выпили (даже бутылку пива) – не садитесь за руль. По крайней мере, в ближайшие несколько часов. Инфографика вам в помощь.

* Данные носят ориентировочный характер и не могут использоваться для доказательства невиновности. Скорость выведение алкоголя из организма носит индивидуальный характер.

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Гость
23 дек 2014 в 13:33

Я смотрю тут многие покупаются на эту компанию по выявлению пьянства за рулем. Вот только пара моментов: содержание алкоголя в воздухе 0,16 мг/л, это мало нужно повысить норму до 0,5 промилле т.к. есть индивидуальная особенность организма каждого человека, а 0,5 промилле является безопасной дозой с точки зрения влиянию на управление автомобилем. А самое главное, задумайтесь кого в основном ловят за "пьянку" как правило с похмела или с дозой в районе 0,5 промилле, которая на управление не влияет. Хватит покупаться на популистские лозунги пора думать головой.

Челябинец
23 дек 2014 в 13:32

А Вы не думали о причинах алкоголизма и наркомании?

наркоман
23 дек 2014 в 19:51

Вот данные с сайта гибдд за 8 месяцев текущего года в сравнении с прошлым: общее число дтп снизилось на 1.7%, число дтп по вине пьяных водителей составило 9430 ( рост на 2.2% а не на 11), число погибших в таких авариях СНИЗИЛОСЬ на 1.8% и составило чуть больше 1500 человек.
Из за плохого состояния дорог произошло 36276 дтп (рост на 3.2%), в них погибло чуть меньше 5000 человек (рост на 1.6%). По вине пешеходов ( в т.ч. бухих) произошло почти 15 тысяч ДТП (снижение на 3.2%) в которых погибло 2629 чел (рост на 3.5%).
Человек, осиливший математику в обьеме начальной школы, придет к единственно верному выводу - плохие дороги и бестолковые пешеходы гораздо опаснее пьяных водителей. Однако ни с теми, ни с другими беспощадная борьба у нас не ведется.
Вам совершенно необязательно принимать мои слова на веру. Загляните сами в материалы архивов. Там все черным по белому написано(ц)