В России все АЗС — двухсторонние, потому что и расположение лючка бензобака бывает разным: у одних автомобилей он левый, у других — правый. От чего это зависит?
В голову приходит, что производители выпускают примерно поровну «левых» и «правых» моделей, чтобы уравновесить нагрузку на АЗС. Но эта теория не подтверждается практикой, потому что, например, немцы в основном предпочитают отечественные автомобили, а почти все они — с правым расположением лючка. У японцев же, наоборот, почти все модели с левым лючком.
Хорошо, тогда, наверное, лючок стараются располагать по диагонали от руля, то есть у праворульных моделей он слева и наоборот. Но и эта версия не универсальна, например, в США леворульные автомобили нередко имеют левый же лючок, равно как и многие европейские модели (например, Citroen, кроме C4 и его производных). В Южной Корее левое расположение руля и левое же — для лючка бензобака.
В целом можно говорить о двух «школах»: азиатской и европейской. Для первой более характерно левое расположение лючка, для второй — правое. При этом у азиатских моделей, изначально ориентированных на Европу, лючок расположен справа, например у Nissan Qashqai. А вот автомобили для американского рынка «бисексуальны»: у них бывает и так, и эдак. Много исключений и в Европе, например, левый лючок есть у Ford Fiesta.
Россия всегда подвергалась влиянию и Европы, и Азии, но с точки зрения автомобильной инженерии мы всё же ближе к первой. Поэтому подавляющее большинство Lada имеют правый лючок бензобака, кроме универсалов ВАЗ-2102 и ВАЗ-2104. Кстати, попробуйте понять, с какой стороны лючок бензобака вот у этого легендарного автомобиля.
Что касается нашего автопарка, то и здесь это правило работает: у нас больше «правых» моделей, поэтому и очереди к бензоколонкам с левой стороны длиннее. В прошлом году из 25 самых популярных моделей 10 имели левый лючок и все они — азиаты: KIA Rio и Optima, Toyota Camry и RAV4, Mitsubishi Outlander, Mazda CX-5 и так далее. В количественном выражении «левые» модели занимают 37%, но это, кстати, прогресс, потому что ещё лет десять назад их доля была около 20%. Причина этому — популярность корейской троицы Rio, Solaris и Creta.
А какое расположение лючка удобнее? Большинство предпочитает лючок с обратной стороны от руля, чтобы подъезжать вплотную к колонке без риска приложиться о неё дверью. Есть также версия, что пары топлива меньше попадают в салон при посадке.
Но некоторым больше нравится обратное расположение: вышел из машины и тут же заправляешь. Плюс меньше шансов, что дверью о колонку треснет пассажир. Однако главный плюс в другом: при левом расположении лючка меньше очереди на колонку.
Какое расположение лючка удобнее для леворульных машин?
Периодически мы отвечаем на самые неожиданные вопросы читателей, например, лишат ли прав, если поехать пьяным на велосипеде. Или такой вопрос: почему иногда капает с потолка в машине? А вот ответы на популярные вопросы об угонах автомобиля.