Темной-темной ночью в темном-темном месте в темной-темной одежде из темных-темных кустов на пешеходный переход вывалился пешеход. Кто будет виноват, если этот пешеход окажется под колесами автомобиля? Ответ очевиден – водитель. Именно он не уступил дорогу пешеходу.
Но если немножечко вспомнить закон, то очевидный ответ можно подвергнуть сомнению – приоритет государства в обеспечении безопасности дорожного движения еще никто не отменял.
Конкретно в данной ситуации кустов перед переходом высотой более 0,5 м не должно быть, как, впрочем, не должно быть и деревьев с низом кроны менее 2,5 метров, а также снежных отвалов. На рисунке приведен так называемый «Треугольник боковой видимости», наличие которого позволяет водителю заведомо увидеть пешехода, идущего к переходу, и наоборот, пешеходу – увидеть автомобиль. Параметры треугольника приведены для скорости 60 км/ч.
И обратите внимание, на указанном до перехода расстоянии должна быть запрещена остановка, чтобы стоящие автомобили не ограничивали видимость. Делается это просто – перед переходом, как показано на рисунке, наносится сплошная линия разметки. На многополосных дорогах перед переходами деление проезжей части на полосы также производится с помощью сплошных линий. Там, где до сплошной линии сбоку от остановившегося автомобиля менее 3 м, остановка запрещена, и стоящие автомобили запросто могут уехать на специализированную стоянку.
Обозначенные пешеходные переходы в обязательном порядке должны иметь искусственное освещение. Кроме того, фонари должны стоять и до перехода, заодно освещая и «треугольник видимости». Для скорости 60 км/ч освещаемый участок до перехода – 75 м.
Таким образом, государство, прежде чем наказывать водителей за нарушения на пешеходном переходе, обязано обеспечить 100% видимость не только самого перехода, но и подходов к нему.
Обязательные требования на этом не исчерпываются. Например, запрещено устраивать пешеходные переходы напротив калиток на территорию школ и детских садов, чтобы дети не выбегали на переход под колеса автомобилей. В местах с ограничением видимости перед переходом обязательно должна снижаться разрешенная максимальная скорость. Переходы должны пересекать проезжую часть под прямым углом (минимум 85º).
В зависимости от количества ДТП на переходе (читай, в зависимости от количества погибших), а также вблизи детских учреждений должно проходить поэтапное совершенствование организации дорожного движения:
обозначение пешеходного перехода дорожным знаком на желтом фоне;
обозначение пешеходного перехода с применением светодиодного дорожного знака с мерцающим изображением пешехода;
дополнительное обустройство пешеходного перехода шумовыми полосами;
дополнительное обустройство пешеходного перехода шумовыми полосами и искусственными неровностями;
дополнительное обустройство пешеходного перехода островком безопасности с бортовым камнем в качестве защитного элемента (дорогу расширяют, посередине делают островок безопасности, и потоки автомобилей объезжают островок);
обозначение пешеходного перехода световозращателями КДЗ (монтируются прямо в проезжую часть перед переходом);
устройство на подъездах к пешеходному переходу дорожной разметки с изображением дорожного знака «Впереди пешеходный переход»;
устройство над основной проезжей частью приподнятого пешеходного перехода;
установку на обозначенных пешеходных переходах светофоров, работающих в постоянном режиме желтого мигания;
установку в зоне подходов пешеходов к пешеходному переходу специальных датчиков, обеспечивающих при появлении пешеходов заблаговременное включение светофоров в режим желтого мигания.
Здесь встречается совершенно новый термин – «приподнятый пешеходный переход». Привожу его определение: «приподнятый пешеходный переход: вид технических средств организации дорожного движения, представляющий собой конструкцию в виде возвышения на проезжей части дороги, устанавливаемую или устраиваемую на проезжей части дороги с целью принудительного ограничения скорости движения транспортных средств, установленной дорожными знаками или Правилами дорожного движения».
Обратите внимание, приподнятый пешеходный переход – это не искусственная неровность. Искусственные неровности с 1 сентября 2016 года могут быть только сборными, фабричного изготовления. Из асфальта их не делают. Но из асфальта можно сделать приподнятый пешеходный переход. Он, с одной стороны, удобен для пешеходов, особенно для инвалидов, а с другой стороны, заставляет водителей снижать скорость.
Возвращаемся к тому, с чего начали. Водители по закону «О БДД» обязаны знать все нормативно-правовые акты, имеющие отношение к дорожному движению. Если водитель в угоду своей лени решает, что ему всегда и везде достаточно только Правил дорожного движения, то в неприятных ситуациях он заведомо соглашается со своей виновностью. Ведь в экстремальной ситуации сообразить, что нужно зафиксировать детали окружающей обстановки, чтобы затем сопоставить их с требованиями законодательства, даже подготовленному человеку сложно.
Примечание редакции: а вот так выглядит реальный пешеходный переход в России. Автор видео, Игорь Подкользин, написал: "Это видео снято в Челябинске на перекрестке улиц Молдавской и проспекта Победы после ДТП. В кадре один из пострадавших авто. Огромную лужу, которая находится на переходе, пешеходам приходится обходить вдоль проезжей части метров за 10 от перехода. И это не первый год, но никому нет дела. Возможно, после этого сообщения что-то изменится".
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель–инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.
Фото: Фото автора, видео Игоря Подкользина