Налоговые льготы и миллиардные субсидии получают производители автомобилей в России. Дилеры устраивают беспрецедентные акции и распродажи, а банки выдают автокредиты на максимально льготных условиях. И все это для того, чтобы продажи автомобилей в нашей стране вывести хотя бы на уровень двухлетней давности. Несмотря на масштабные вливания, рынок падает, и его крутое пике, похоже, не в силах остановить даже кратковременное укрепление национальной валюты. Для чего принимаются такие усилия и кому выгодно, чтобы россияне шли стройными рядами в автосалоны, – в материале Auto.161.ru.
Текущий год стал настоящим испытанием для одного из самых растущих и больших авторынков Европы. Курс валюты, санкции и просто перенасыщение новыми автомобилями привели к тому, что падение продаж составило более четверти. Мы очень быстро перешли со второго места по количеству реализованных автомобилей во второй десяток и продолжаем перемещаться еще ниже.
Государство в общей сложности уже выделило почти 30 миллиардов рублей в виде поддержки госпрограммы по утилизации. Деньги предназначались дилерам в обмен на скидки. На какое-то время это помогало, но средства кончались, а старые автомобили у населения – нет. В итоге программа неоднократно продлевалась и продолжает действовать практически у всех брендов с условием, что приобретаемая машина собрана на территории России.
Помимо этого банки и сами дилеры устраивали настоящие аттракционы щедрости, выдавая кредиты под 5,5% и переписывая ценники на популярные модели еженедельно. Правда, до этого момента цены также быстро росли, но объяснение этого факта заключается в скачущем курсе рубля.
Стремление банков и дилеров заманить как можно большее количество потенциальных покупателей в салоны вполне понятно. А вот для чего государство тратит немалые средства, поддерживая иностранные бренды, имеющие заводы в нашей стране, – не всегда можно объяснить.
«На самом деле задача государства заключается в создании привлекательных условий для бизнеса в стране, – считает эксперт федерального бизнес-издания Константин Савченко. – Привлекая иностранные инвестиции до кризиса, государство дало гарантии, которые теперь и выполняются. Любое производство – это сотни и тысячи рабочих мест. А производство автомобилей, как правило, обеспечивает работой еще множество других заводов и предприятий. Получается, что автопром является одним из локомотивов всей отрасли».
Концерн General Motors, который объявил о сворачивании своей деятельности в России, оставил без работы несколько тысяч человек только на самих заводах. А еще десятки дилеров по всей стране остались с огромными убытками, так как они вкладывали большие средства в строительство салонов и персонал. Так что поддерживать любой бизнес – одна из главнейших задач правительства, считает эксперт.
Не ожидая больших результатов от программы утилизации, дилеры и производители сами идут на всяческие ухищрения, чтобы поднять продажи.
Особо не надеясь на продолжительную динамику роста рубля, продавцы прибегают к различным уловкам. К примеру, они не спешат переписывать ценники в меньшую сторону, а устраивают большие распродажи. Так, например, цена на KIA Rio со всеми скидками, бонусами и прочими щедростями может быть уменьшена без особых усилий более чем на 90 тысяч рублей, что составляет почти 15% от ее текущей цены.
«Большинство банков, которые работают с автосалонами, обещают очень низкие процентные ставки, – рассказал нам независимый автоэксперт Андрей Красин. – Теоретически сегодня возможно взять новую машину в кредит под 5,5%. Во всяком случае, так утверждается в рекламных материалах. На деле же чаще всего процент оказывается выше, так как для требуемой ставки нужно собрать нереальный пакет документов и отвечать множеству требований банка. В любом случае, средняя ставка сегодня, которую получить уже более реально, составляет 9,5–11%. Это ниже чем до кризиса, но как долго продержится такая ставка – трудно спрогнозировать».
Подведем краткий итог. После общения с большинством дилеров и экспертов сложилось впечатление, что цены вниз не пойдут еще очень долго. Отделы продаж и маркетинга автосалонов как мантру повторяют утверждение, что в России происходит не рост цен, а лишь корректировка в сторону общемировых. Особенно это касается автомобилей, которые собираются за границей. Поэтому, если вы раздумываете покупать автомобиль сегодня или подождать, – ждать не стоит, будет дороже.
Пережить текущий кризис удастся не всем. Но серьезные бренды смогут некоторое время работать даже себе в минус, это не новость. А вот на какой период хватит их сил и желания оставаться у нас в стране – покажет время. Правда, пессимистичных прогнозов пока мало.
Наш АВТОВАЗ все еще остается на плаву, хоть и с многомиллиардными убытками. Убытки связаны не только с падением спроса, но и с колоссальными вложениями в новые модели, которые будут представлены уже в этом году. На «Весту» и X-Ray отечественный производитель возлагает большие надежды, впрочем, как и подавляющее число россиян.
И только элитные бренды, похоже, вообще не замечают кризиса. Их продажи практически неизменны в любые времена, несмотря на войны, кризисы и санкции. Яркий тому пример кризис 1998 года, когда на новый «Мерседес» S-класс в кузове W220 в России выстроилась очередь на год вперед. Будем надеяться, что все трудности будут преодолены, и мы снова начнем покупать ежегодно по новой машине. Но, судя по динамике рынка, это произойдет еще не скоро.