Автомобильный рынок страны продолжает лихорадить, продажи автомобилей падают, а цены на готовую продукцию и запчасти продолжают дорожать. Начиная с декабря цены на некоторые автомобили выросли почти вдвое. В январе цены поднял АВТОВАЗ, но это еще не окончательные цены, к весне цены на «Жигули» могут вырасти еще больше.
Первое повышение цен на вазовскую продукцию произошло в середине января, тогда компания официально объявила о намерений поднять цены из-за нестабильного курса рубля, так как часть комплектующих для автомобилей закупается за рубежом. Цены на автомобили LADA выросли на 9%, теперь, возможно, грядет вторая волна подорожания.
В частности, газета «Ведомости» приводит результаты бухгалтерской отчетности АВТОВАЗа по итогам 2014 года и за январь 2015-го. По статистическим данным, в прошлом году продажи моделей LADA упали на 15%, в январе этого года официальные дилеры снизили продажи вообще на 26% и показатели продолжает падать, АВТОВАЗ несет убытки. Из пояснения к бухгалтерской отчетности следует, что повышение цен сможет компенсировать убытки от падения продаж. Дилеры заявляют, что сейчас продажи автомобилей LADA слабые, но все же отечественные машины покупают лучше, чем иномарки. Однако повышение неизбежно. Во-первых, локализация автомобилей LADA на сегодняшний день составляет 80%, иностранные комплектующие подорожали, что приведет к росту цен на сами машины.
Во-вторых, один из ключевых поставщиков металла для АвтоВАЗа в феврале увеличил цены на прокат для завода на 15%, сообщает «Интерфакс». Металлурги объясняют это тем, что не могут не повышать внутренние цены, поскольку растут затраты: например, стоимость цинка для автолиста за год выросла на 98%, тогда как цены проката практически не повышались с мая-июня 2014 года. Но даже при самых общих расчетах доля плоского проката в стоимости автомобиля в 2014 году не превышала 8,5%.
Однако АВТОВАЗ подходит к повышению цен осторожно, чтобы вообще не отпугнуть покупателей. Тем не менее цены на автомобили LADA выросли не так сильно, как у конкурентов. Например, по данным агентства PricewaterhouseCoopers, на середину прошлого месяца с сентября 2014 года цены на американские марки выросли на 45-52%, на японские – в среднем на 20%, европейские – на 5-20%.
Однако в настоящее время глава АВТОВАЗа Бу Андерсон уверен, что результаты 2014 года не вносят никаких поправок в амбициозный план развития предприятия. Он намерен вывести предприятие на операционную прибыль уже в текущем году. По оценке главы предприятия, успешная реализация программы сокращения затрат помогла снизить операционный убыток 2014 года на 7,2 млрд рублей.
По мнению экспертов, цена на вазовскую продукцию не должна превысить психологическую отметку в 480 тысяч рублей, иначе автомобили LADA вообще никто не будет покупать. В этом случае LADA уже начнет конкурировать с бюджетными иномарками, например с KIA New Rio, которые объективно превосходят продукцию АВТОВАЗа по качеству.
Возможно, российскому автогиганту удастся избежать серьезных убытков. Компания будет сдерживать рост цен за счет высокой локализации, выведет на рынок новинки – седан LADA Vesta и кроссовер LADA Xray. Кроме того, спасти продажи поможет программа утилизации.